Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», одно из последних у Пушкина, стало едва ли не самым знаменитым его произведением. (В рукописи оно не имеет названия и дано публикаторами, поэтому слово «Памятник» взято в угловые скобки.) Поэт подводит итог своим свершениям, пробует взглянуть на все написанное им с точки зрения вечности. Такова была поэтическая традиция, восходящая к древнеримскому поэту Горацию (на что указывает латинский эпиграф — «Exegi monumentum» — «Я воздвиг памятник»). Дань этой традиции отдали и русские поэты XVIII века — Ломоносов, Державин; Пушкин писал свое стихотворение с явной оглядкой на их «Памятники» — сходство всегда резче оттеняет различия. Все это вы уже изучали в младших классах. Поэтическая власть выше царской; она непокорна земным владыкам. Единственное слово, которое не вполне вписывается в круг ассоциаций, заданных в первой строфе темой непокорности, — слово нерукотворный. За этим словом тянется совсем другая цепь ассоциаций — религиозная; «нерукотворным » называют икону, на которой изображается лик Христа, чудесным образом запечатленный на полотенце, которое ») приложил к лицу. Религиозный контекст предполагает совсем другой ход мысли, совсем другие ценности: вместо гордости — смирение, вместо непокорности — послушание. Намечается некое внутреннее противоречие, которое задает движение лирическому сюжету — ведь в лирическом сюжете, в отличие от эпического, завязка вполне может происходить на уровне слов и даже звуков. Эффект усиливается оттого, что оба слова — «нерукотворный» и «непокорный» — строятся одинаково (с отрицания «не») и рифмуются друг с другом. Пускай нечетко, неточно. Такие рифмы тоже бывают.
"Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..." Константин Симонов
1)Как вы думаете, почему говоря о беде, обрушившейся на родную землю, поэт вспоминает о женщинах и стариках?
Старики,дети и женщины-этот те,кто не мог за себя постоять,они не воины,сильные и мужественные,но тяжесть войны легла и на их плечи.Стихотворение передаёт чувство тревоги за судьбы покинутых стариков и женщин при отступлении ,шли кровопролитные бои,наши войска несли потери, судьба мирного населения волновала автора.Беда пришла ко всему народу,и к тем, кто на фронте,и к тем,кто в тылу.Трудовые подвиги совершали именно старики,женщины и дети.
2)Почему чувство любви к Родине было особенно остро осознано во время войны?
В мирное время патриотизм отходит на второй план,но в минуту опасности весь народ объединяется и встаёт на защиту Отечества, чести народа и свободы веры.Мирные люди забывают об опасности,о войнах и что они приносят.Во время войны все встают на защиту Родины,любовь к которой выстоять и объединить всех в достижении общей победы.Именно любовь к Родине толкает людей на подвиги сделать невозможное.
3)Как вы думаете, почему так много слов, обозначающих пространство во втором четверостишии ("просторно","высоко","с запада к востоку")?
Много слов, обозначающих пространство ,для обозначения огромной территории нашей страны,которую постигла трагедия.С высоты птичьего полёта автор показывает войска,эшелоны солдат,идущие на фронт,а с запада на восток бегут люди,из оккупированных врагом территорий.Показать масштаб трагедии автору удалось,боль и страдания огромной страны впечатляют читателя.
4)С каким чувством вспоминает о себе юном поэт двадцать лет спустя?
Автор немного с грустью вспоминает свою молодость.Лёгкая ирония к чувствам 20-ти летней давности,любовь и ужасы войны,он смотрит на себя со стороны.Опыт,возраст,другие эмоции и чувства,спустя время. Стремление к победе, гордость за Родину и свой народ-это чувства Симонова молодого и через года они не изменились
Надеюсь хоть что то будет понятно.
Объяснение:
Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», одно из последних у Пушкина, стало едва ли не самым знаменитым его произведением. (В рукописи оно не имеет названия и дано публикаторами, поэтому слово «Памятник» взято в угловые скобки.) Поэт подводит итог своим свершениям, пробует взглянуть на все написанное им с точки зрения вечности. Такова была поэтическая традиция, восходящая к древнеримскому поэту Горацию (на что указывает латинский эпиграф — «Exegi monumentum» — «Я воздвиг памятник»). Дань этой традиции отдали и русские поэты XVIII века — Ломоносов, Державин; Пушкин писал свое стихотворение с явной оглядкой на их «Памятники» — сходство всегда резче оттеняет различия. Все это вы уже изучали в младших классах. Поэтическая власть выше царской; она непокорна земным владыкам. Единственное слово, которое не вполне вписывается в круг ассоциаций, заданных в первой строфе темой непокорности, — слово нерукотворный. За этим словом тянется совсем другая цепь ассоциаций — религиозная; «нерукотворным » называют икону, на которой изображается лик Христа, чудесным образом запечатленный на полотенце, которое ») приложил к лицу. Религиозный контекст предполагает совсем другой ход мысли, совсем другие ценности: вместо гордости — смирение, вместо непокорности — послушание. Намечается некое внутреннее противоречие, которое задает движение лирическому сюжету — ведь в лирическом сюжете, в отличие от эпического, завязка вполне может происходить на уровне слов и даже звуков. Эффект усиливается оттого, что оба слова — «нерукотворный» и «непокорный» — строятся одинаково (с отрицания «не») и рифмуются друг с другом. Пускай нечетко, неточно. Такие рифмы тоже бывают.
"Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..." Константин Симонов
1)Как вы думаете, почему говоря о беде, обрушившейся на родную землю, поэт вспоминает о женщинах и стариках?
Старики,дети и женщины-этот те,кто не мог за себя постоять,они не воины,сильные и мужественные,но тяжесть войны легла и на их плечи.Стихотворение передаёт чувство тревоги за судьбы покинутых стариков и женщин при отступлении ,шли кровопролитные бои,наши войска несли потери, судьба мирного населения волновала автора.Беда пришла ко всему народу,и к тем, кто на фронте,и к тем,кто в тылу.Трудовые подвиги совершали именно старики,женщины и дети.
2)Почему чувство любви к Родине было особенно остро осознано во время войны?
В мирное время патриотизм отходит на второй план,но в минуту опасности весь народ объединяется и встаёт на защиту Отечества, чести народа и свободы веры.Мирные люди забывают об опасности,о войнах и что они приносят.Во время войны все встают на защиту Родины,любовь к которой выстоять и объединить всех в достижении общей победы.Именно любовь к Родине толкает людей на подвиги сделать невозможное.
3)Как вы думаете, почему так много слов, обозначающих пространство во втором четверостишии ("просторно","высоко","с запада к востоку")?
Много слов, обозначающих пространство ,для обозначения огромной территории нашей страны,которую постигла трагедия.С высоты птичьего полёта автор показывает войска,эшелоны солдат,идущие на фронт,а с запада на восток бегут люди,из оккупированных врагом территорий.Показать масштаб трагедии автору удалось,боль и страдания огромной страны впечатляют читателя.
4)С каким чувством вспоминает о себе юном поэт двадцать лет спустя?
Автор немного с грустью вспоминает свою молодость.Лёгкая ирония к чувствам 20-ти летней давности,любовь и ужасы войны,он смотрит на себя со стороны.Опыт,возраст,другие эмоции и чувства,спустя время. Стремление к победе, гордость за Родину и свой народ-это чувства Симонова молодого и через года они не изменились