Ах, война, что ж ты сделала, подлая: стали тихими наши дворы, наши мальчики головы подняли - повзрослели они до поры, на пороге едва помаячили и ушли, за солдатом - солдат... До свидания, мальчики! Мальчики, постарайтесь вернуться назад. Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, не жалейте ни пуль, ни гранат и себя не щадите, и все-таки постарайтесь вернуться назад. Ах, война, что ж ты, подлая, сделала: вместо свадеб - разлуки и дым, наши девочки платьица белые раздарили сестренкам своим. Сапоги - ну куда от них денешься? Да зеленые крылья погон... Вы наплюйте на сплетников, девочки. Мы сведем с ними счеты потом. Пусть болтают, что верить вам не во что, что идете войной наугад... До свидания, девочки! Девочки, постарайтесь вернуться назад.
Александра Николаевича Островского по праву считают певцом купеческой среды. Его перу принадлежит около шестидесяти пьес, самые известные из которых – «Свои люди – сочтемся», «Гроза», «Бесприданница» и другие. «Гроза», как охарактеризовал ее Добролюбов – «самое решительное произведение» автора, так как взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий…» Она была написана в пору общественного подъема, накануне крестьянской реформы, как бы венчала цикл пьес автора о «темном царстве». Воображение писателя переносит нас в небольшой купеческий городок на берегу Волги, «…весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами. Благодатный летний день так и манит на воздух, под открытое небо…», полюбоваться местными красотами, погулять по бульвару. Жители уже пригляделись к прекрасной природе в окрестностях города, и она не радует глаз никому. Основную часть времени горожане проводят дома: ведут хозяйство, отдыхают, вечерами «…сидят на завалинках у ворот и занимаются благочестивыми разговорами». Они не интересуются ни чем, что выходит за границы города. О том, что на свете делается, жители Калинова узнают от странниц, которые, «сами, по немощи своей, далеко не ходили, а слыхать много слыхали». Большим почтением у горожан пользуется Феклуша, ее рассказы о землях, где живут люди с пёсьими головами, воспринимаются, как неопровержимые сведения о мире. Вовсе не бескорыстно она поддерживает Кабаниху и Дикого, их понятия о жизни, хотя эти персонажи являются предводителями «тёмного царства». В доме Кабанихи всё построено на авторитете силы, как и у Дикого. Она заставляет близких свято чтить обряды и следовать старым обычаям «Домостроя», которые переделала на свой лад. Марфа Игнатьевна внутренне осознаёт, что её не за что уважать, но не признаётся в этом даже самой себе. Своими мелочными требованиями, напоминаниями и внушениями Кабаниха добивается беспрекословного подчинения домочадцев. Под стать ей Дикой, самая большая радость для которого надругаться над человеком, унизить его. Брань для него ещё и самозащиты, когда дело коснётся денег, которые он смерть как не любит отдавать.
Булат Окуджава
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли -
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите,
и все-таки
постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб - разлуки и дым,
наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
Девочки,
постарайтесь вернуться назад.
1958
праву считают певцом купеческой среды. Его
перу принадлежит около шестидесяти пьес,
самые известные из которых – «Свои люди –
сочтемся», «Гроза», «Бесприданница» и другие.
«Гроза», как охарактеризовал ее
Добролюбов – «самое решительное
произведение» автора, так как взаимные
отношения самодурства и безгласности
доведены в ней до трагических последствий…»
Она была написана в пору общественного
подъема, накануне крестьянской реформы,
как бы венчала цикл пьес автора о «темном
царстве».
Воображение писателя переносит нас в
небольшой купеческий городок на берегу
Волги, «…весь в зелени, с крутых берегов
видны далекие пространства, покрытые
селеньями и нивами. Благодатный летний день
так и манит на воздух, под открытое небо…»,
полюбоваться местными красотами, погулять
по бульвару. Жители уже пригляделись к
прекрасной природе в окрестностях города, и
она не радует глаз никому. Основную часть
времени горожане проводят дома: ведут
хозяйство, отдыхают, вечерами «…сидят на
завалинках у ворот и занимаются
благочестивыми разговорами». Они не
интересуются ни чем, что выходит за границы
города. О том, что на свете делается, жители
Калинова узнают от странниц, которые, «сами,
по немощи своей, далеко не ходили, а слыхать
много слыхали». Большим почтением у
горожан пользуется Феклуша, ее рассказы о
землях, где живут люди с пёсьими головами,
воспринимаются, как неопровержимые
сведения о мире. Вовсе не бескорыстно она
поддерживает Кабаниху и Дикого, их понятия о
жизни, хотя эти персонажи являются
предводителями «тёмного царства».
В доме Кабанихи всё построено на
авторитете силы, как и у Дикого. Она
заставляет близких свято чтить обряды и
следовать старым обычаям «Домостроя»,
которые переделала на свой лад. Марфа
Игнатьевна внутренне осознаёт, что её не за
что уважать, но не признаётся в этом даже
самой себе. Своими мелочными требованиями,
напоминаниями и внушениями Кабаниха
добивается беспрекословного подчинения
домочадцев.
Под стать ей Дикой, самая большая
радость для которого надругаться над
человеком, унизить его. Брань для него ещё и
самозащиты, когда дело коснётся
денег, которые он смерть как не любит
отдавать.