Вася рос в обеспеченной семье,его отец был судьёй,уважаемым человеком.Вася не знал нужды,он и не мог представить,что есть дети,которые голодают и живут на улице.Познакомившись с Валеком и Марусей,Вася понял тяжесть их положения.Подружившись с "детьми подземелья",Вася проявил сострадание,он научился быть внимательным и заботливым людям,попавшим в беду.Дружба с Валеком и Марусей открыла лучшие черты характера Васи,его доброта,честность,смелось,сердобольность раскрылись в полной мере.Он ослушался отца,уговорил сестру отдать куклу умирающей девочке,не побоялся дружить с "дурным обществом",он научился не делить людей на плохих и хороших, лишь по их положению в обществе бедным и защищать слабых,поддерживать друзей в беде-эти качества Вася пронесёт через всю жизнь. Валек -приёмный сын Тыбуция,нищий бродяга.Они с сестрой живут в подземелье заброшенной часовни.Худой,довольно высокий для 9-ти лет мальчик,одевается в рваньё и вынужден подворовывать,из за крайней нужды и голода.Валек серьёзен и угрюм,в его жизни мало весёлого,он много повидал и пережил,поэтому рассудителен и умён,не по годам.Задумчивый,грустный взгляд ,руки в карманах,всклокоченные тёмные волосы и чёрные глаза,в которых вспыхивает огонь,если кто-то пытается его обидеть.Умеет постоять за себя,ухаживает за больной сестрой,рассказывает истории Васе,которой даже не догадывался,что такие вещи бывают в жизни.Уважает Тыбуция,ценит дружбу с Васей,имеет жизненный принципы.есть чувство долга. Маруся-сестра Валека,4-х летняя белокурая девчушка,с огромными голубыми глазами.Маруся смертельно больна,она не может нормально ходить.Редко улыбается грустной улыбкой,не любит игры,голос у неё очень тихий,а смех похож на очень тихий звон колокольчика.Маруся смеётся и радуется кукле,у неё не было в жизни игрушек. Тыбуций-нищий,живущий с детьми в развалинах часовни.Бывший крепостной,сбежавший от хозяев,он предпочёл вольную жизнь.Не старый,но умудрённый жизнью человек,с чувством гордости и достоинства.Он имеет понятие о чести,жизнь на улице очень тяжела и полна лишений.У Тыбуция твёрдый характер,он умён,умеет убеждать .Дети для него не обуза,сам в лохмотьях,но он заботится,как может,о детях.Некрасивый,худощавый,на руках мозоли,но внешность Тыбуция не отталкивает,он располагает к себя,хотя угрюм и молчалив.Его сутулость говорит о невзгодах и унижениях,которые ему пришлось пережить.Тыбуций не рассказывает о у него есть тайны и проблемы с законом.Простой человек,но вызывает уважение,он пытается выживать в этом жестоком мире,сохраняя человеческое достоинство.
Сюжет повести Гоголя, опубликованной в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» , давно волновал Римского-Корсакова. Но он считал себя не в праве взяться за разработку этого сюжета, коль скоро он был уже использован в опере Чайковского «Черевички» («Кузнец Вакула» в первоначальной редакции) . Но в 1893 году Чайковский умер, и Римский-Корсаков не считал себя более связанным какими-либо моральными обязательствами. Он задумал свою оперу иначе, чем Чайковский — не в лирико-бытовом плане, а в сказочном, с привлечением фантастического элемента. Хотелось ему также связать этот сюжет со старинными языческими поверьями, которые получили отражение в обрядовой стороне русского крестьянского быта.
Римский-Корсаков пояснял: «Купала и Ярило справлялись преимущественно около времени летнего солнцеворота, а Коляда и Овсень около зимнего. Обрядовые песни с именами Коляды и Овсеня поются на святках, начиная с рождества. Рожденье солнца в старину праздновалось на Коляду, когда оно поворачивает на лето; но этот поворот совпадает с самыми сильными морозами, вьюгами и метелями и с самым неистовым гульбищем нечистых духов и ведьм» . Намеки на такие обряды имелись в гоголевской повести. Римский-Корсаков широко развил их в своем либретто; усилил он и черты фантастики, связанной с изображением сил природы.
Опера была начата весной 1894 года в следующем году закончена. Представленная в дирекцию Мариинского театра в Петербурге, она была задержана цензурой, так как среди действующих лиц находилась царица (в повести Гоголя Екатерина II), а представителей дома Романовых тогда запрещалось показывать на оперной сцене. Все же композитору удалось преодолеть сопротивление цензуры, и опера была исполнена в Мариинском театре 28 ноября (10 декабря) 1895 года
Валек -приёмный сын Тыбуция,нищий бродяга.Они с сестрой живут в подземелье заброшенной часовни.Худой,довольно высокий для 9-ти лет мальчик,одевается в рваньё и вынужден подворовывать,из за крайней нужды и голода.Валек серьёзен и угрюм,в его жизни мало весёлого,он много повидал и пережил,поэтому рассудителен и умён,не по годам.Задумчивый,грустный взгляд ,руки в карманах,всклокоченные тёмные волосы и чёрные глаза,в которых вспыхивает огонь,если кто-то пытается его обидеть.Умеет постоять за себя,ухаживает за больной сестрой,рассказывает истории Васе,которой даже не догадывался,что такие вещи бывают в жизни.Уважает Тыбуция,ценит дружбу с Васей,имеет жизненный принципы.есть чувство долга.
Маруся-сестра Валека,4-х летняя белокурая девчушка,с огромными голубыми глазами.Маруся смертельно больна,она не может нормально ходить.Редко улыбается грустной улыбкой,не любит игры,голос у неё очень тихий,а смех похож на очень тихий звон колокольчика.Маруся смеётся и радуется кукле,у неё не было в жизни игрушек.
Тыбуций-нищий,живущий с детьми в развалинах часовни.Бывший крепостной,сбежавший от хозяев,он предпочёл вольную жизнь.Не старый,но умудрённый жизнью человек,с чувством гордости и достоинства.Он имеет понятие о чести,жизнь на улице очень тяжела и полна лишений.У Тыбуция твёрдый характер,он умён,умеет убеждать .Дети для него не обуза,сам в лохмотьях,но он заботится,как может,о детях.Некрасивый,худощавый,на руках мозоли,но внешность Тыбуция не отталкивает,он располагает к себя,хотя угрюм и молчалив.Его сутулость говорит о невзгодах и унижениях,которые ему пришлось пережить.Тыбуций не рассказывает о у него есть тайны и проблемы с законом.Простой человек,но вызывает уважение,он пытается выживать в этом жестоком мире,сохраняя человеческое достоинство.
Сюжет повести Гоголя, опубликованной в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» , давно волновал Римского-Корсакова. Но он считал себя не в праве взяться за разработку этого сюжета, коль скоро он был уже использован в опере Чайковского «Черевички» («Кузнец Вакула» в первоначальной редакции) . Но в 1893 году Чайковский умер, и Римский-Корсаков не считал себя более связанным какими-либо моральными обязательствами. Он задумал свою оперу иначе, чем Чайковский — не в лирико-бытовом плане, а в сказочном, с привлечением фантастического элемента. Хотелось ему также связать этот сюжет со старинными языческими поверьями, которые получили отражение в обрядовой стороне русского крестьянского быта.
Римский-Корсаков пояснял: «Купала и Ярило справлялись преимущественно около времени летнего солнцеворота, а Коляда и Овсень около зимнего. Обрядовые песни с именами Коляды и Овсеня поются на святках, начиная с рождества. Рожденье солнца в старину праздновалось на Коляду, когда оно поворачивает на лето; но этот поворот совпадает с самыми сильными морозами, вьюгами и метелями и с самым неистовым гульбищем нечистых духов и ведьм» . Намеки на такие обряды имелись в гоголевской повести. Римский-Корсаков широко развил их в своем либретто; усилил он и черты фантастики, связанной с изображением сил природы.
Опера была начата весной 1894 года в следующем году закончена. Представленная в дирекцию Мариинского театра в Петербурге, она была задержана цензурой, так как среди действующих лиц находилась царица (в повести Гоголя Екатерина II), а представителей дома Романовых тогда запрещалось показывать на оперной сцене. Все же композитору удалось преодолеть сопротивление цензуры, и опера была исполнена в Мариинском театре 28 ноября (10 декабря) 1895 года