Тарас Бульба» рассказывает о суровых нравах, тяжелой жизни и героической борьбе казаков Запорожской Сечи с иноземными народами (поляками и турками). По своему жанру произведение тяготеет к историческому повествованию, хотя события, описанные в ней, являются вымышленными.
Образы главных героев: Тараса Бульбы, и его сыновей — во многом собирательны. Сам Бульба и его старший сын Остап являются символами мужественности, доблести и казацкой чести, а образ Андрия олицетворяет предательство и отречение от христианской веры.
Большую часть времени запорожские казаки проводили в военных походах, и потому многих из них ждала гибель от рук врага. Не избежал такой трагической участи и Тарас Бульба, а также его сын Остап.
Остап первым попадает в плен к полякам. Казнят молодого человека прямо на глазах отца, который инкогнито присутствует на городской площади. Остап поистине героически встречает свою смерть: он первым всходит на эшафот «небоязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию» и стоически, словно «исполин», выдерживает «все терзания и пытки».
Перед смертью у молодого казака есть лишь одно желание — видеть «твердого мужа», который смог бы «освежить» его разумным словом и «утешить» при кончине. Именно поэтому Остап взывает к своему отцу: «Батько! где ты! слышишь ли ты все это?». И, получив желаемый ответ: «Слышу!» — храбрый казак умирает с достоинством.
Смерть сына очень ожесточает Тараса Бульбу и заставляет его воспылать жаждой мести. Запорожец со своим войском «гуляет» по всей Польше и в каждом селении утраивает страшные «поминки по Остапе». В результате польское правительство направляет пять полков для поимки именно Бульбы. В такой ситуации силы казаков и поляков, конечно же, оказываются неравными, и Тарас попадает в плен, а его боевым товарищам приходится бегством.
Старый казак, так же как и его сын, встречает смерть с высоко поднятой головой. Во время того, как поляки разжигают под ним костер, он кричит запорожцам и подсказывает им путь ко Своим поведением Бульба еще раз доказывает врагам, насколько сильна сила духа русского народа.
Совершенно иным образом на фоне почетной гибели отца и старшего брата выглядит смерть Андрия. Его убивает сам Тарас Бульба за то, что юноша увлекся прекрасной полячкой и ради ее любви предал свой народ и свою веру. По мнению Бульбы, и большинства других запорожцев, смерть является единственным справедливым наказанием за подобный поступок, и потому Тарас сам вершит это жестокое правосудие.
Таким образом, три различные судьбы и три различные смерти мы видим в повести Гоголя. Конечно же, героическая гибель Тараса Бульбы и Остапа заставляет нас восхищаться силой духа, храбростью и преданностью этих людей своим идеалам. Но и смерть Андрия вызывает множество противоречивых эмоций. Безусловно, его предательство и переход на сторону врага оценивается негативно. В то же время верность этого «пылкого юноши» любимой женщине, и та молчаливая покорность, с которой Андрий принимает свою смерть, заставляют нас проникнуться симпатией к молодому человеку и искренне сожалеть о его печальной судьбе.
см. также:
Другие сочинения по произведению Тарас Бульба, Гоголь
Характеристики главных героев произведения Тарас Бульба, Гоголь
Жизнь Обломова пуста и бессмысленна. Да можно ли назвать его существование жизнью? У Ильи Ильича нет абсолютно никаких стремлений, каждый его день похож на предыдущий. Он пребывает в своем растительном существовании, не отвлекаясь ни на что. Обломов всячески противится тем, кто пытается его поднять с уютного дивана. Внешний мир представляется Обломову чуждым и враждебным. Обломов ни болен, ни разочарован в жизни. Просто ему удобно жить так, как он живет, — в полном бездействии. Он целыми днями лежит в своем халате из персидской материи. Причем “лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием”. Как может быть бездействие нормальным состоянием человека? Жизнь человеческая — это постоянное движение, постоянный поиск чего-то нового, новых впечатлений, наслаждений, постоянное стремление что-то сделать, что-нибудь изменить. Можно сказать, что жизнь человеческая бессмысленна по своей сути. Один человек не в состоянии изменить мир, к тому же далеко не каждому удается совершить что-то значительное. Но ведь смысл совсем не в том, чтобы совершить великое открытие или изменить мир. Несомненно, что Обломов на самом деле является удивительно беспечным человеком. Он не задумывается о собственном благополучии, его устраивает абсолютно все. И вот именно это делает его счастливым. На мой взгляд, нельзя отрицать, что Обломов — по-настоящему счастливый человек. Он не приемлет суеты, светское общество утомляет его. Он живет в собственном мире, и, невзирая на его лень и безразличие к окружающей жизни, внутренний мир его достаточно богат. Обломов интересуется искусством, он ценит хороших людей. Обломов — это тип, характерный для своего времени. В нем присутствует абсолютное безразличие ко всему, что его окружает. Обломов инертен и апатичен, он не меняет свою жизнь, потому что она его полностью устраивает. Но если вдуматься, почему она его устраивает? Прежде всего Обломова устраивает абсолютно все именно потому, что он не знает другой жизни. Мимо него проходит бурный жизненный поток, череда дел, которые предпринимают окружающие, мимо него проходит любовь, возможность семейного счастья, возможность сделать блистательную карьеру, а он все лежит и лежит на своем диване, погруженный в свои заоблачные грезы. Трагедия Обломова заключается именно в этом нежелании выглянуть за узкие рамки своего внутреннего мира, чтобы увидеть большой и прекрасный мир внешний. Погруженность в себя, в свои мысли и мечты — безусловно, хорошее качество. Но одновременно его можно назвать бесперспективным и бесполезным. Обломов постепенно опускается, его внешний вид говорит сам за себя. Ему безразлично, как он выглядит, какое впечатление производит на окружающих. Ему безразлично, что было вчера и что будет завтра. Ему важно только, чтобы был уютный диван, чтобы никто его не тревожил и не заставлял ничего предпринимать. Постоянно пребывая в бездействии, человек опускается, деградирует. В жизни Обломова именно это и происходит. В его жизни постепенно не остается ничего, что можно было бы назвать словом “смысл”. Полная бессмысленность существования — именно это мы и видим в романе. Постепенно пропадает всякое желание что-то делать, и человек катится по наклонной. Роман Гончарова “Обломов” заставляет читателя понять, насколько тягостной может стать жизнь, если человек не видит в ней никакого смысла.
Тарас Бульба» рассказывает о суровых нравах, тяжелой жизни и героической борьбе казаков Запорожской Сечи с иноземными народами (поляками и турками). По своему жанру произведение тяготеет к историческому повествованию, хотя события, описанные в ней, являются вымышленными.
Образы главных героев: Тараса Бульбы, и его сыновей — во многом собирательны. Сам Бульба и его старший сын Остап являются символами мужественности, доблести и казацкой чести, а образ Андрия олицетворяет предательство и отречение от христианской веры.
Большую часть времени запорожские казаки проводили в военных походах, и потому многих из них ждала гибель от рук врага. Не избежал такой трагической участи и Тарас Бульба, а также его сын Остап.
Остап первым попадает в плен к полякам. Казнят молодого человека прямо на глазах отца, который инкогнито присутствует на городской площади. Остап поистине героически встречает свою смерть: он первым всходит на эшафот «небоязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию» и стоически, словно «исполин», выдерживает «все терзания и пытки».
Перед смертью у молодого казака есть лишь одно желание — видеть «твердого мужа», который смог бы «освежить» его разумным словом и «утешить» при кончине. Именно поэтому Остап взывает к своему отцу: «Батько! где ты! слышишь ли ты все это?». И, получив желаемый ответ: «Слышу!» — храбрый казак умирает с достоинством.
Смерть сына очень ожесточает Тараса Бульбу и заставляет его воспылать жаждой мести. Запорожец со своим войском «гуляет» по всей Польше и в каждом селении утраивает страшные «поминки по Остапе». В результате польское правительство направляет пять полков для поимки именно Бульбы. В такой ситуации силы казаков и поляков, конечно же, оказываются неравными, и Тарас попадает в плен, а его боевым товарищам приходится бегством.
Старый казак, так же как и его сын, встречает смерть с высоко поднятой головой. Во время того, как поляки разжигают под ним костер, он кричит запорожцам и подсказывает им путь ко Своим поведением Бульба еще раз доказывает врагам, насколько сильна сила духа русского народа.
Совершенно иным образом на фоне почетной гибели отца и старшего брата выглядит смерть Андрия. Его убивает сам Тарас Бульба за то, что юноша увлекся прекрасной полячкой и ради ее любви предал свой народ и свою веру. По мнению Бульбы, и большинства других запорожцев, смерть является единственным справедливым наказанием за подобный поступок, и потому Тарас сам вершит это жестокое правосудие.
Таким образом, три различные судьбы и три различные смерти мы видим в повести Гоголя. Конечно же, героическая гибель Тараса Бульбы и Остапа заставляет нас восхищаться силой духа, храбростью и преданностью этих людей своим идеалам. Но и смерть Андрия вызывает множество противоречивых эмоций. Безусловно, его предательство и переход на сторону врага оценивается негативно. В то же время верность этого «пылкого юноши» любимой женщине, и та молчаливая покорность, с которой Андрий принимает свою смерть, заставляют нас проникнуться симпатией к молодому человеку и искренне сожалеть о его печальной судьбе.
см. также:
Другие сочинения по произведению Тарас Бульба, Гоголь
Характеристики главных героев произведения Тарас Бульба, Гоголь
Краткое содержание Тарас Бульба, Гоголь
Краткая биография Николая Гоголя
Объяснение:
сделай лучшим ответом