Владимир Бортко вспоминал, что многие его работы сначала нещадно ругали, а потом только хвалили. Может, потому, что все новое и хорошее критики иногда не сразу могут оценить? Зато зрители становятся поклонниками сразу, и голосуют миллионами просмотров. Через два года двухсерийный телефильм отметит тридцатилетие выхода на экраны. И до сих пор «Собачье сердце» смотрят, обсуждают и приводят в пример как образец прекрасной работы великих артистов и режиссера, которые тонко передали все оттенки и глубокие мысли писателя. Есть мнение, что фильм получился даже лучше, чем книга, что бывает крайне редко, обычно наоборот.
НАПЕЧАТАЛИ ЧЕРЕЗ ПОЛВЕКА
«Собачье сердце» сегодня считается одним из лучших фильмов еще советского кинематографа. Дополнительное очарование ленте придали и виды Петербурга, в то время еще называвшегося Ленинградом. Владимир Бортко, хоть и москвич по рождению, уже почти сорок лет как переехал в Северную столицу и полюбил этот город всем сердцем. А потому и снимал в хорошо знакомых городских интерьерах, тем более, в столице таких сохранившихся без новизны исторических видов уже днем с огнем не найдешь. А в Петербурге – сколько угодно. Тут сохранились уголки, которые смело можно выдать как за старый Петроград, так и за старую Москву.
А описал Михаил Булгаков, конечно же, окружающую его послереволюционную действительность. Писатель работал над рукописью в 1925 году. Но долгие 45 лет книга лежала на полке. Запланированную печать в альманахе «Недра», где готовы были предоставить писателю свои страницы, зарубили сходу. Повлияло отрицательное мнение, которые высказал соратник Ленина член Политбюро Лев Каменев. Он попросту запретил печатать рукопись. Резолюция не оставляла места компромиссам: «Это острый памфлет на современность. Печатать ни в коем случае нельзя».
Поэтому впервые повесть увидела свет в 1968 году в ФРГ и Англии. А в Советском Союзе рискнули выпустить «Собачье сердце» в журнале «Знамя» еще через двадцать лет - в 1987 году. С момента написания года… Почти полвека как не было в живых автора, семнадцать лет – его третьей жены, послужившая прототипом Маргариты в романе «Мастер и Маргарита». Она бережно хранила рукописи мужа… И вот час пробил.
С самого детства нас учат тому, что природу нужно любить и беречь, стараться сохранить ее ценности, которые так необходимы человеку. И среди множества великих русских писателей, затрагивавших в своих произведениях тему природы, один все же выделяется на общем фоне. Речь идет о Михаиле Михайловиче Пришвине, которого называли «старичком-лесовичком» отечественной литературы. Любовь к этому писателю возникает еще в младших классах, и многие проносят в течение всей жизни.
Человек и природа в творчестве Михаила Пришвина
Едва только начинаешь читать произведения Михаила Пришвина, сразу же начинаешь понимать их особенности. В них нет каких-то политических подтекстов, которые так любили его современники, нет ярких заявлений и призывов обществу. Все произведения отличаются тем, что их основная ценность – человек и окружающий мир: природа, быт, животные. И эти художественные ценности писатель старается передать своему читателю, чтобы тот понял, насколько важно единство с природой.
Однажды Пришвин сказал: «…пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Эту фразу можно смело назвать системообразующей в его рассказах, потому как в них мы видим открытого и думающего человека, с чистым сердцем рассуждающего об истинных ценностях.
Несмотря на то, что Пришвин пережил несколько войн и революцию, он не переставал восхвалять человека за его стремление познать жизнь со всех сторон. Конечно, любовь к природе стоит особняком, ведь в его произведениях разговаривают не только люди, но и деревья, животные. Все они человеку, и такая является взаимной, что подчеркивает единство.
Очень точно о Михаиле Михайловиче в свое время высказался другой великий писатель – Максим Горький. Он говорил, то ни у одного из русских писателей не встречал настолько сильной любви к природе. И действительно, Пришвин не только любил природу, он старался узнать о ней все, а затем передать эти знания своему читателю.
Рассуждения о чистоте человеческой души
Михаил Пришвин искренне верил в людей, стараясь видеть в них только хорошее и позитивное. Писатель считал, что с годами человек становится мудрее, он сравнивал людей с деревьями: «…так и люди есть, перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше». И кому как не Пришвину, пережившему тяжелые удары судьбы, знать об этом.
В основу человеческих отношений писатель ставил взаимо потому как человек должен был всегда находить опору в своих друзьях и близких. Он говорил: «Высшая нравственность – это жертва своей личностью в пользу коллектива». Тем не менее, с любовью к человеку у Пришвина могла сравниться только его любовь к природе. Многие произведения написаны так, что в каждой фразе скрывается глубокий смысл, рассуждение о тонком взаимоотношении человека и природы.
Владимир Бортко вспоминал, что многие его работы сначала нещадно ругали, а потом только хвалили. Может, потому, что все новое и хорошее критики иногда не сразу могут оценить? Зато зрители становятся поклонниками сразу, и голосуют миллионами просмотров. Через два года двухсерийный телефильм отметит тридцатилетие выхода на экраны. И до сих пор «Собачье сердце» смотрят, обсуждают и приводят в пример как образец прекрасной работы великих артистов и режиссера, которые тонко передали все оттенки и глубокие мысли писателя. Есть мнение, что фильм получился даже лучше, чем книга, что бывает крайне редко, обычно наоборот.
НАПЕЧАТАЛИ ЧЕРЕЗ ПОЛВЕКА
«Собачье сердце» сегодня считается одним из лучших фильмов еще советского кинематографа. Дополнительное очарование ленте придали и виды Петербурга, в то время еще называвшегося Ленинградом. Владимир Бортко, хоть и москвич по рождению, уже почти сорок лет как переехал в Северную столицу и полюбил этот город всем сердцем. А потому и снимал в хорошо знакомых городских интерьерах, тем более, в столице таких сохранившихся без новизны исторических видов уже днем с огнем не найдешь. А в Петербурге – сколько угодно. Тут сохранились уголки, которые смело можно выдать как за старый Петроград, так и за старую Москву.
А описал Михаил Булгаков, конечно же, окружающую его послереволюционную действительность. Писатель работал над рукописью в 1925 году. Но долгие 45 лет книга лежала на полке. Запланированную печать в альманахе «Недра», где готовы были предоставить писателю свои страницы, зарубили сходу. Повлияло отрицательное мнение, которые высказал соратник Ленина член Политбюро Лев Каменев. Он попросту запретил печатать рукопись. Резолюция не оставляла места компромиссам: «Это острый памфлет на современность. Печатать ни в коем случае нельзя».
Поэтому впервые повесть увидела свет в 1968 году в ФРГ и Англии. А в Советском Союзе рискнули выпустить «Собачье сердце» в журнале «Знамя» еще через двадцать лет - в 1987 году. С момента написания года… Почти полвека как не было в живых автора, семнадцать лет – его третьей жены, послужившая прототипом Маргариты в романе «Мастер и Маргарита». Она бережно хранила рукописи мужа… И вот час пробил.
С самого детства нас учат тому, что природу нужно любить и беречь, стараться сохранить ее ценности, которые так необходимы человеку. И среди множества великих русских писателей, затрагивавших в своих произведениях тему природы, один все же выделяется на общем фоне. Речь идет о Михаиле Михайловиче Пришвине, которого называли «старичком-лесовичком» отечественной литературы. Любовь к этому писателю возникает еще в младших классах, и многие проносят в течение всей жизни.
Человек и природа в творчестве Михаила Пришвина
Едва только начинаешь читать произведения Михаила Пришвина, сразу же начинаешь понимать их особенности. В них нет каких-то политических подтекстов, которые так любили его современники, нет ярких заявлений и призывов обществу. Все произведения отличаются тем, что их основная ценность – человек и окружающий мир: природа, быт, животные. И эти художественные ценности писатель старается передать своему читателю, чтобы тот понял, насколько важно единство с природой.
Однажды Пришвин сказал: «…пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Эту фразу можно смело назвать системообразующей в его рассказах, потому как в них мы видим открытого и думающего человека, с чистым сердцем рассуждающего об истинных ценностях.
Несмотря на то, что Пришвин пережил несколько войн и революцию, он не переставал восхвалять человека за его стремление познать жизнь со всех сторон. Конечно, любовь к природе стоит особняком, ведь в его произведениях разговаривают не только люди, но и деревья, животные. Все они человеку, и такая является взаимной, что подчеркивает единство.
Очень точно о Михаиле Михайловиче в свое время высказался другой великий писатель – Максим Горький. Он говорил, то ни у одного из русских писателей не встречал настолько сильной любви к природе. И действительно, Пришвин не только любил природу, он старался узнать о ней все, а затем передать эти знания своему читателю.
Рассуждения о чистоте человеческой души
Михаил Пришвин искренне верил в людей, стараясь видеть в них только хорошее и позитивное. Писатель считал, что с годами человек становится мудрее, он сравнивал людей с деревьями: «…так и люди есть, перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше». И кому как не Пришвину, пережившему тяжелые удары судьбы, знать об этом.
В основу человеческих отношений писатель ставил взаимо потому как человек должен был всегда находить опору в своих друзьях и близких. Он говорил: «Высшая нравственность – это жертва своей личностью в пользу коллектива». Тем не менее, с любовью к человеку у Пришвина могла сравниться только его любовь к природе. Многие произведения написаны так, что в каждой фразе скрывается глубокий смысл, рассуждение о тонком взаимоотношении человека и природы.