В мироощущении Катерины гармонически срастается славянская языческая древность, уходящая корнями в доисторические времена, с демократическими веяниями христианской культуры. Религиозность Катерины вбирает в себя солнечные восходы и закаты, росистые травы на цветущих лугах, полеты птиц, порхание бабочек с цветка на цветок. С нею заодно и красота сельского храма, и ширь Волги, и заволжский луговой простор. А как молится героиня, «какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».
Излучающая духовный свет земная героиня Островского далека от сурового аскетизма домостроевской морали. По правилам «Домостроя», на молитве церковной надлежало с неослабным вниманием слушать божественное пение, а «очи долу имети». Катерина же устремляет свои очи вверх. И что видит, что слышит она на молитве церковной? Эти ангельские хоры в столпе солнечного света, льющегося из купола, это церковное пение, подхваченное пением птиц, эту одухотворенность земных стихий — стихиями небесными... «Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится».
Идея комедии «недоросль» перекликается с ее темой – это осуждение безнравственности, жестокости, глупости, жадности помещиков и воспевание идеалов просвещения и гуманизма. фонвизин сам был личностью просвещения, поэтому высшие человеческие начала были главными для него. изображая в комедии ужасы невежества «старых» дворян, автор обнажал недостатки существовавшего в россии общественного строя. победу над ними фонвизин видел в главенстве справедливого, гуманного закона, как это и происходит в конце пьесы. олицетворяющий букву закона правдин, после того как получает подтверждение, что деревня простаковых переходит под его опеку, запрещает простаковой «отыгрывать» злобу на крепостных. более того, он сам расплачивается с учителями, но так, как они того действительно заслуживают. однако, читатель (или зритель) понимает, что справедливый закон восторжествовал только в этой деревне, а не по всей царской россии, так как высшие чины все еще занимают представители помещицкой морали – те же простаковы и скотинины, которые ради собственной выгоды готовы льстить незнакомому человеку и обманывать своих родственников
Излучающая духовный свет земная героиня Островского далека от сурового аскетизма домостроевской морали. По правилам «Домостроя», на молитве церковной надлежало с неослабным вниманием слушать божественное пение, а «очи долу имети». Катерина же устремляет свои очи вверх. И что видит, что слышит она на молитве церковной? Эти ангельские хоры в столпе солнечного света, льющегося из купола, это церковное пение, подхваченное пением птиц, эту одухотворенность земных стихий — стихиями небесными... «Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится».