Повесть о Петре и Февронии» относится к жанру нравоучительной литературы и описывает житие муромских святых князя Петра и его супруги Февронии. В ее основе лежат устные народные сказания, отражающие воззрения простого народа на идеал благочестивой и добродетельной жизни.
Борьба с искушением
Житие муромских святых можно разделить на три сюжетных и смысловых блока, которые отражают этапы становления личности на пути к христианскому идеалу.
Повествование начинается с истории противостояния Петра искусителю, который является к жене его брата Павла в обличье мужа. Это достаточно символичная конструкция, говорящая о присутствии в душе всякого человека двух противоборствующих начал: праведного и грешного.
Явление искусителя в обличье родного брата свидетельствует, по-видимому, о грешных помыслах самого Петра в отношении жены брата. Но победа над змеем и, следовательно, над искушением не дается просто. Зло всегда оставляет след в душе человека – даже в случае победы над ним.
«Победа над злом — это победа над плохим в самом себе».
В случае Петра следствием преодоления искуса является болезнь, которая возникает вследствие попадания крови искусителя на тело князя. Зло проникает в душу Петра, и покрывает тело болезненными струпьями и язвами.
Путь к исцелению
Излечение от напасти должно придти князю от простолюдинки. Это открывается Петру в пророческом сне. Мудрая дева Феврония отыскивается в далеком селении, и берется исцелить князя, если тот женится на ней. Неравный брак, конечно, не входит в планы Петра. Тем не менее, он дает ложное обещание.
Один из главных героев, Митрофан, отличается отсутствием нравов, грубым поведением и отсталыми взглядами на образование. У него нет никаких жизненных целей, кроме того, чтобы поест и повеселится. В картине затронута тема отношения между помещиками и крепостными. Простые люди, такие как Тришка, девка Палашка, часто терпят унижение и оскорбления со стороны Простаковых.
Молодой Простаков не стесняется применять физическую силу по отношению к своим крепостным. Госпожа Простакова поощряет действия сына и нередко сама бьет крепостных.
Семейные отношения Простаковых Отдельного внимания стоит анализ отношений между членами семьи Простаковых. Госпожа Простакова, абсолютно невежественная, бестактная и жестокая особа. Она обращается грубо не только с крепостными, а и своими близкими. Отсутствием манер также отличается брат Простаковой, Тарас Скотинин.
Повесть о Петре и Февронии» относится к жанру нравоучительной литературы и описывает житие муромских святых князя Петра и его супруги Февронии. В ее основе лежат устные народные сказания, отражающие воззрения простого народа на идеал благочестивой и добродетельной жизни.
Борьба с искушением
Житие муромских святых можно разделить на три сюжетных и смысловых блока, которые отражают этапы становления личности на пути к христианскому идеалу.
Повествование начинается с истории противостояния Петра искусителю, который является к жене его брата Павла в обличье мужа. Это достаточно символичная конструкция, говорящая о присутствии в душе всякого человека двух противоборствующих начал: праведного и грешного.
Явление искусителя в обличье родного брата свидетельствует, по-видимому, о грешных помыслах самого Петра в отношении жены брата. Но победа над змеем и, следовательно, над искушением не дается просто. Зло всегда оставляет след в душе человека – даже в случае победы над ним.
«Победа над злом — это победа над плохим в самом себе».
В случае Петра следствием преодоления искуса является болезнь, которая возникает вследствие попадания крови искусителя на тело князя. Зло проникает в душу Петра, и покрывает тело болезненными струпьями и язвами.
Путь к исцелению
Излечение от напасти должно придти князю от простолюдинки. Это открывается Петру в пророческом сне. Мудрая дева Феврония отыскивается в далеком селении, и берется исцелить князя, если тот женится на ней. Неравный брак, конечно, не входит в планы Петра. Тем не менее, он дает ложное обещание.
Один из главных героев, Митрофан, отличается отсутствием нравов, грубым поведением и отсталыми взглядами на образование. У него нет никаких жизненных целей, кроме того, чтобы поест и повеселится.
В картине затронута тема отношения между помещиками и крепостными. Простые люди, такие как Тришка, девка Палашка, часто терпят унижение и оскорбления со стороны Простаковых.
Молодой Простаков не стесняется применять физическую силу по отношению к своим крепостным.
Госпожа Простакова поощряет действия сына и нередко сама бьет крепостных.
Семейные отношения Простаковых
Отдельного внимания стоит анализ отношений между членами семьи Простаковых. Госпожа Простакова, абсолютно невежественная, бестактная и жестокая особа. Она обращается грубо не только с крепостными, а и своими близкими. Отсутствием манер также отличается брат Простаковой, Тарас Скотинин.