Раскольников называет это "предопределением". Однако Достоевский показывает, что не может быть такого предопределения - убивать. Истинное предопределение - промысел Божий - пытается Раскольникова уберечь. Убийство же он совершает по "своей" воле, вопреки предопределению. "Знаки", толкуемые им в пользу преступления, Раскольников получает нечестно: он блуждает в забытьи, идет в другое место вместо нужного (не идет к Разумихину и не идет прямым путем домой), подслушивает (разговор студента и офицера, наталкивающий его на мысль об убийстве; разговор мещанина с Лизаветой, после которого ему кажется, что "все решено окончательно"). В день убийства Раскольников просыпает нужное время, опаздывает - это очевидная отмена "знака", но Раскольников, понукаемый иной волей, идет до конца. Отсутствие топора на обычном месте - еще одно промыслительное усилие остановить убийцу, но Раскольников упорствует и получает следующий "знак": "из-под лавки направо что-то блеснуло ему в глаза..."
Так происходит борьба за человека, и так человек делает свой выбор. Когда Раскольников задается вопросом, кто столь активно ему в осуществлении его замысла, он легко получает ответ: "Не рассудок, так бес!" Но мысль эта ничуть не пугает, а вызывает только странную усмешку и приободряет его. Как видно, он получает даже удовольствие от совершения темной миссии. Отчего это так? Возможно, оттого, что Раскольникову кажется, будто он сам что-то решает в своей судьбе.
Люди срываются с насиженных мест в поисках лучшей, “легкой” жизни: некоторые из них так и не находят себе пристанища. Так возникает в художественном мире Юрия Казакова тип странника, скитальца. Писатель, сложивший в “Северном дневнике” вдохновенную оду дороге, считавший, что “не проходит вовеки только очарование движения, память о счастье, о ветре, о стуке колес, шуме воды или шорохе собственных шагов”. Дорога “может обернуться ловушкой для натуры неразвитой, принести ей внутреннее опустошение”. Куда и зачем ехать, как и зачем жить? Без попытки ответить на эти вопросы, “без нравственного чувства, без призвания - словом, без внутренней идеи, придающей жизни смысл и значение”, она становится легкой, пустой, бездумной. Герой рассказа «По дороге» Снегирев стремится к движению как к возможности отрешиться от бренности и суетности мирского бытия, а главное – осознать и ощутить ценность вечных основ витальной энергии на Земле: «По ночам, в одиноких рейсах, легко думалось о забывалась обида на Сибирь, меркло все плохое, будто и не было его никогда, а оставалась одна красота и мощь горных кряжей, неистовых русских рек…» . Не случайно в дороге лицо Ильи Снегирева принимает «сосредоточенно-мечтательное выражение» , свидетельствующее о восприятии им действительности в искаженном иллюзорно-идиллическом виде. Жажда «легкой жизни» приводит его к пути в бесконечность, который невероятно труден.
Раскольников называет это "предопределением". Однако Достоевский показывает, что не может быть такого предопределения - убивать. Истинное предопределение - промысел Божий - пытается Раскольникова уберечь. Убийство же он совершает по "своей" воле, вопреки предопределению. "Знаки", толкуемые им в пользу преступления, Раскольников получает нечестно: он блуждает в забытьи, идет в другое место вместо нужного (не идет к Разумихину и не идет прямым путем домой), подслушивает (разговор студента и офицера, наталкивающий его на мысль об убийстве; разговор мещанина с Лизаветой, после которого ему кажется, что "все решено окончательно"). В день убийства Раскольников просыпает нужное время, опаздывает - это очевидная отмена "знака", но Раскольников, понукаемый иной волей, идет до конца. Отсутствие топора на обычном месте - еще одно промыслительное усилие остановить убийцу, но Раскольников упорствует и получает следующий "знак": "из-под лавки направо что-то блеснуло ему в глаза..."
Так происходит борьба за человека, и так человек делает свой выбор. Когда Раскольников задается вопросом, кто столь активно ему в осуществлении его замысла, он легко получает ответ: "Не рассудок, так бес!" Но мысль эта ничуть не пугает, а вызывает только странную усмешку и приободряет его. Как видно, он получает даже удовольствие от совершения темной миссии. Отчего это так? Возможно, оттого, что Раскольникову кажется, будто он сам что-то решает в своей судьбе.
Герой рассказа «По дороге» Снегирев стремится к движению как к возможности отрешиться от бренности и суетности мирского бытия, а главное – осознать и ощутить ценность вечных основ витальной энергии на Земле: «По ночам, в одиноких рейсах, легко думалось о забывалась обида на Сибирь, меркло все плохое, будто и не было его никогда, а оставалась одна красота и мощь горных кряжей, неистовых русских рек…» .
Не случайно в дороге лицо Ильи Снегирева принимает «сосредоточенно-мечтательное выражение» , свидетельствующее о восприятии им действительности в искаженном иллюзорно-идиллическом виде.
Жажда «легкой жизни» приводит его к пути в бесконечность, который невероятно труден.