В стихотворении “Забытая деревня” представлена крестьянская тема. Первоначальное название — “Барин”. В тексте отсутствуют слова “забытая” и “деревня”. В.И. Даль определяет слово “деревня” так: “крестьянское селение, в котором нет церкви”. Церковь, тем не менее, имеется (см. последнюю строфу), из чего можно заключить, что более точным названием было бы “Забытое село”. У бурмистра Власа бабушка Ненила Починить избенку лесу попросила. Отвечал: нет лесу, и не жди — не будет! ’’Вот приедет барин — барин нас рассудит, Барин сам увидит, что плоха избушка, И велит дать лесу”, — думает старушка. Бурмистр — староста из крестьян, назначаемый помещиком. Получив власть над равными себе, он мог и злоупотреблять ею (см., например, рассказ Тургенева “Бурмистр” из цикла “Записки охотника”). Бурмистр по имени Влас появится на страницах “Кому на Руси жить хорошо” и окажется добросовестным и заботливым старостой. Бабушка Ненила (и далее в этом же стихотворении Наташа) — продолжение темы тяжелой женской доли, намеченной в рассмотренных выше стихотворениях. Первое полустишие четвертой строки — “Вот приедет барин” — сквозной мотив, который возобновится точно в тех же позициях второй и третьей строф. Во второй строфе обидчик крестьян — “лихоимец”, то есть здесь скорее всего взяткодатель, подкупивший чиновников, которые незаконно оформили его право владения участком земли, принадлежавшей крестьянам “забытой деревни”. Тем ничего не остается, как надеяться на своего помещика: “Вот приедет барин” — и справедливость должна быть восстановлена, виновных накажут. Эти ключевые слова пока не произнесены вслух: и Ненила, и крестьяне только “думают” об этом как о единственном шансе поправить свое положение. Полюбил Наташу хлебопашец вольный, Да перечит девке немец сердобольный. Главный управитель. “Погодим, Игната, Вот приедет барин!” — говорит Наташа.
№ 1. Кого приехал запечатлеть фотограф?
Г) Учеников Овсянковской школы.
№ 2. Как звали председателя сельсовета?
В) Митроха.
№ 3. Где жили учитель и учительница?
Б) В дряхлом домишке.
№ 4. Бабушка в средней комнате между рам клала мох вперемежку с брусничником. Для чего?
А) Убрать сырость.
№ 5. Как звали друга автора рассказа?
В) Санька.
№ 6. На фото учитель и учительница…
В) Чему-то улыбаются едва заметно.
№ 7. Как обращалась бабушка к больному внуку?
Г) «Спи, пташка малая!»
№ 8.Что сказал учитель, успокаивая мальчика?
Б) Фотограф, может быть, ещё приедет.
№ 9. Сколько времени не ходил в школу герой произведения?
В) Больше недели.
№ 10. Как звали бабушку героя рассказа?
В) Екатерина Петровна.
№ 11. Кто уговорил приехать в деревню фотографа и заснять ребят и школу?
А) Учитель.
№ 12. На какую гору пошли дети за цветами и саженцами для школьного двора?
Г) На Лысую.
№ 13. От кого учитель детей?
В) От змеи.
№ 14. Как звали учителя и учительницу?
Б) Евгений Николаевич и Евгения Николаевна.
№ 15. Как учились счёту в деревенской школе?
В) На спичках и палочках, выструганных собственноручно из лучины.
№ 16. Больному мальчику, смотревшему в окно, ничего не видать дальше…
В) дома тётки Авдотьи.