композиция-"Последнее слово акына Смета".
2. Какова особенность композиции данного произведения? Какого
эффекта достигает поэт благодаря такой композиции?
3. Составьте портретную характеристику акынов. Как вы думаете,
случайно ли О. Сулейменов наделил героев неказистой внешно-
стью? Что он хотел этим подчеркнуть?
4. Что разделило и сделало врагами Азербая и Смета? А что их объ-
единяет? бас
5. Как вы понимаете слова акына Азербая: «... Поэт Смет продолжит
славу Азербая»? О личной славе ли здесь идёт речь? Почему
Азербай отпустил беглецов?
6. Какие культурные традиции казахов нашли отражение в стихо-
творении?
7. Как вы считаете, какова авторская позиция по отношению к главным
героям? Найдите в тексте слова, подтверждающие ваше мнение.
8. «Великим стариком» автор назвал акына Азербая. Только ли
в таланте величие Азербая?его.
9. В стихотворении два женских образа , которые появляются перед читателем на одно мгновение . Тем не менее , попытайтесь дать героиням краткую характеристику . Какие детали читателю составить представление о них ?
Зло, стремящееся удовлетворить хищные инстинкты, наталкивается на силу любви, на страстное желание выжить. Поэтому сказка Пришвина светится не только любовью — в ней борьба, в ней столкновение добра и зла.
Автором использованы некоторые приемы традиционной сказки. Здесь есть стечения почти сказочных случайностей и совпадений. Активное участие в судьбе детей принимают животные. Ворон, ядовитая змея, сорока, волк по кличке Серый Помещик враждебны детям. Собака Травка — представитель «доброй природы» — верно служит человеку. Интересно отметить, что первоначально сказка называлась «Друг человека» . Все философские рассуждения автора о «правде истинной» помещены в главах, повествующих о Травке.
И вместе с тем события в произведении имеют реальную основу. «Кладовая солнца» была написана в 1945 году, после окончания Великой Отечественной войны. А «еще в 1940 году автор говорил о своем намерении работать над рассказом о том, как поссорились двое детей и как пошли они двумя разделившимися дорогами, не зная, что в лесу сплошь да рядом такие дороги-обходы снова соединяются в одну общую. Дети встретились, и дорога сама их примирила» (по воспоминаниям В. Д. Пришвиной) .
Прием слияния сказочного и реального дал возможность писателю выразить свой идеал, мечту о высоком назначении человека, о его ответственности перед всем живым на земле. Сказка-быль пронизана оптимистической верой писателя в близость и возможность осуществления этой мечты, если искать ее воплощение в реальной жизни, среди обыкновенных на первый взгляд людей. Эту мысль писатель прежде всего выразил в главных героях произведения — Насте и Митраше.
Своеобразие произведения — раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе. Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».