Конспект кратко художественное произведение существует во времени и тесно прикреплено к общества, страны, народа, нации, всего человечества. такая сопряженность и позволяет поставить проблему как одну из основных в науке о . она выдвинута самой , т. е. опытом человечества на протяжении тысячелетий. ученые, изучавшие мировую , заметили, что нынешнее состояние мира складывалось постепенно, что мышление и чувства, «язык», которым пользовались древние люди, имели как общие с теперешними качества, так и глубокие различия. в древности люди тоже думали, размышляли, любили, негодовали, мечтали. и в этом они не отличались от нас. но содержание их мыслей, чувств, «языковое» выражение были другими, непохожими на содержание и выражение наших мыслей и к давно событиям нельзя применять современные понятия и представления. итак, под понимают соответствие идей и чувств, а также соответствие выражения их строго определенной эпохе. предполагает, что ничто не является на пустом месте, а выступает результатом развития, что ход последующих событий вытекает из предыдущих. утверждает, что ничто в не повторяется в точно таком же виде, как оно произошло раньше. минувший век не воскресает вновь. в целом знание и развитое чувство угадать и понять смысл и направление движения всего человечества, а значит, содействовать желательным процессам и противодействовать нежелательным. в художественной дело обстоит несколько иначе. так, достаточно, если вымысел соответствует духу , чтобы художественная фантазия была . например, в романе а. с. пушкина «арап петра великого» петр i встречает ибрагима , предка великого поэта, за 28 верст от петербурга, в ямской избе, сажает в свою коляску и гордо показывает ему город, которого крестник царя еще не видел. в такого эпизода не было. но, зная характер петра i, его преобразовательную энергию, его заботу о полезных государству людях, пушкин предположил, что так могло быть. его художественный вымысел оказался убедительным и , так как отвечал духу эпохи. под художественной понимают ее в живых картинах, конкретных человеческих судьбах и характерах передавать облик той или иной эпохи. понятие «» употребляется в двух смыслах — широком и узком. в широком смысле присущ всем истинно художественным произведениям независимо от того, изображают ли они далекое или современность. например, отмечены и «песнь о вещем олеге», и роман «дубровский», и «капитанская дочка» а. с. пушкина, и рассказ а. п. чехова «злоумышленник». в одних из названных произведений есть сцены, в других — нет, но все они отвечают требованиям художественного , передавая своеобразие жизни человека определенного времени. в узком смысле понятие «» применяется к произведениям жанров — романам, поэмам, содержанием которых становятся сюжеты, как, например, в поэме н. а. некрасова « женщины» или повести н. в. гоголя «тарас бульба». в них писатели стремятся понять и передать своеобразие отдаленной эпохи, особенности характеров и поступков людей, т. е. подойти к изображению понятие вообще и художественного в частности возникло недавно, на рубеже xviii—xix веков. это, однако, не значит, что произведения, созданные до этого времени, лишены . поэмы гомера, былины, песни, сказки, «слово о полку игореве» тоже , но особым. в античных произведениях все события, о которых рассказывается в поэмах гомера «илиада» и «одиссея», — это игры олимпийских богов, их споры, конфликты, столкновения, победы и поражения. в распри богов были вовлечены герои и люди. это и нашло отражение в поэме гомера «илиада». в средневековую эпоху утвердилось мнение, что человечества пишется на небесах, что она есть творение бога. в дальнейшем все более связывалась с представлением о человеке, о его деяниях и нравственных силах, об участии в процессе различных слоев и групп народа.
Языки, которыми пользовались древние люди, имели как общие с теперешними качества, так и глубокие различия. К давно историческим событиям нельзя применять современные понятия и представления.
Историзм - соответствие идей и чувств, а также соответствие выражения их строго определенной исторической эпохе.
Знание истории и чувство историзма содействовать желательным процессам и противодействовать нежелательным.
В художественной литературе дело обстоит иначе. Вымысел должен соответствовать духу истории, а художественная фантазия должна быть историчной. Как, например, в романе А. С. Пушкина «Арап Петра Великого», где Петр I встречает Ибрагима Ганнибала, сажает в свою коляску и показывает ему город, которого крестник царя еще не видел. В истории такого эпизода не было. Но художественный вымысел оказался убедительным и историчным, так как отвечал духу эпохи.
Историзм художественной литературы - ее в конкретных человеческих судьбах и характерах передавать облик той или иной исторической эпохи. Понятие «историзм» употребляется в двух смыслах — широком и узком.
В широком смысле историзм присущ всем истинно художественным произведениям независимо от того, изображают ли они далекое или современность.
В узком смысле понятие «историзм» применяется к историческим романам, историческим поэмам, содержанием которых становятся исторические сюжеты.
Поэмы Гомера, былины, песни, сказки, «Слово о полку Игореве» тоже обладают историзмом, но особым.
В средневековую эпоху утвердилось мнение, что история человечества есть творение Бога.
В дальнейшем история все более связывалась с представлением о человеке, о его деяниях и нравственных силах, об участии в историческом процессе различных слоев и групп народа.