Контрольная работа №4 по произведениям Н.В.Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина 1. Кто из сыновей Тараса «пропал бесславно, как подлая собака»?
1) Остап; 2) Андрий; 3) Бовдюг.
2. Как генералы из сказки Салтыкова-Щедрина оказались на необитаемом острове? 1) В результате кораблекрушения 2) с волшебства 3) по щучьему велению
4) прилетели на ковре-самолёте.
3. Какие пороки генералов высмеивает Салтыков-Щедрин в «Повести…»?
4. Основное занятие жителей Запорожской Сечи в мирное время:
1) торговля 2) землепашество 3) гульба 4) дипломатическая деятельность
5. Как погиб Тарас Бульба? О чём он думал в последние минуты жизни и как это его характеризует?
6. Какой художественный приём использует Гоголь для создания образов братьев в повести «Тарас Бульба»?
1) Гипербола 2) метафора 3) параллелизм 4) антитеза.
7. В чём состоял смысл жизни Тараса Бульбы?
1) в воспитании сыновей 2) в счастье семейной жизни
3) в поддержании традиций Запорожской Сечи. 4) в служении Родине и защите её от врагов.
8. Как автор произведения «Русские женщины» относится к княгине Трубецкой? 1) Сочувствует её доле 2) восхищается мужеством 3) не разделяет её убеждений.
9. Жанр произведения Некрасова «Русские женщины»
10. Почему княгиня Трубецкая – героиня произведения Некрасова - оставляет семью и отправляется за мужем в Сибирь?
11. Почему Тургенев назвал написанные в конце жизни рассказы стихотворениями в прозе?
8. Почему лесника Фому – героя произведения Тургенева – прозвали Бирюком?
12. Тема произведения Тургенева «Бирюк»:
А) жизнь Бирюка Б) взаимоотношения отца и дочери В) тяжелая жизнь русских крепостных людей
13. Повесть о том как мужик двух генералов прокормил». Чем генералы наградили мужика?
1. Бутылкой пива. 2. Медалью. 3. Плетьми. 4. Рюмкой водки и пятаком.
14 В каком виде два генерала прибыли на остров?
1. В мундирах. 2. В ночных рубашках. 3. В шубах и в валенках. 4. Раздетые.
15. . Что не захотел оставить Тарас Бульба на земле вражеской и потому попал в плен?
1) саблю; 2) серебряный крест; 3) люльку для курения
16. Какому писателю принадлежат данные произведения?
1) Гоголь А- «Русские женщины»
2) Тургенев Б- «Бирюк»
3) Некрасов В- «Тарас Бульба»
4) Салтыков-Щедрин Г- «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
17. Соотнесите имя и фамилию писателей и поэтов
1. Иван Сергеевич А - Салтыков-Щедрин
2. Николай Васильевич Б - Тургенев
3. Николай Алексеевич В - Гоголь
4. Михаил Евграфович
Д – Некрасов
18. Кто это?
1). Писатель-сатирик
2). Главная тема творчества – тема обездоленного народа
3). Создал образ женщины-декабристки
Дополнительно:
ответьте на вопросы
А) Что случилось с женой Бирюка из одноименного рассказа Тургенева?
Б) Какова тема стихотворения «Размышления у парадного подъезда»?
Тема: Ю. Мориц «Песенка про сказку»
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
- Любите ли вы сказки?
- Какие сказки вы знаете?
- Назовите свои любимые сказки.
- Сегодня на уроке мы начинаем знакомство с произведениями с новой главой. Прочитайте как она называется (с. 82)
- Какие сказки входят в главу ?
4 . Актуализация знаний
Дайте определение сказки.
- На какие две группы можно поделить все сказки.
- Народные сказки – одни из самых древних произведений фольклора (устного народного творчества)
- По другой классификации сказки мы условно делим на бытовые, о животных и волшебные. Сказки подразделяются на бытовые, волшебные, о животных.
- Задание для работы в группах: составление кластера «Сказки»
5. Основная часть
Первичное чтение биографии (про себя) стр 164 (биография Мориц Ю.)
-Отправимся мы в мир сказок вместе с поэтессой Юнной Мориц. Что вы узнали о ней?
Чтение стихотворения учителем стр 82
- Какое настроение возникло у вас после прочтения стихотворения?
Работа со стихотворением во время чтения. Чтение вслух по строфам и рассуждения по ходу.
После 1-й строфы:
- Разве умеют сказки ходить? Какой приём использует автор?
- Какие сказочные герои могли бы прийти из леса, воды, двора?
После 2-й строфы:
- Что получилось из сказок?
- Как по-другому сказать - прелесть?
- Про кого так говорят: умница, прелесть? Автор о сказке говорит, как о человеке, хорошем друге.
После 3-й строфы:
- Автор использует слово ух, как будто и вправду играет в приятные догонялки со сказками. Их очень много. Как об этом говорит Ю.Мориц?
- Не просто любимые сказки, а какое слово употребляет автор? Как вы думаете, какое слово точнее передает отношение многих читателей к сказкам?
- С чем сравниваются сказки? Почему?
После 4-й строфы:
Что главное в сказках? А так ли это?
Какая строчка повторяется?
Почему снова автор повторяет эту строчку? (Авторское отношение к сказке.)
Как ее надо прочитать?
Как понимаете последнюю строчку?
После 5-й строфы:
Как доброта воздействует на зло? Каким побеждает добро? Какие слова в этой песенке кажутся вам самыми главными? Для чего люди сочиняют сказки?
6 . Выразительное чтение стихотворения учащимися.
7 . Итог урока. Оценка работы учащихся на уроке.
8. Рефлексия
8. ДЗ стр 82,наизусть
Оба рассказа автобиографичны. Повествование в обоих рассказах ведётся от первого лица (следовательно, смотрим на события глазами главных героев), главные герои рассказов - мальчики; в чём-то схожа их судьба: одного воспитывает бабушка (и дед), он сирота, не хватает материнской любви, хоть бабушка и любит его; другого отправляют учиться в город, он там совсем один, ему тоже не хватает материнского тепла. Время действия в рассказах тоже приблизительно одинаковое. Место действия - далёкие от столицы деревня на Енисее и небольшой город на Иртыше. Но главное - тема рассказов: УРОКИ ДОБРОТЫ, которые получают мальчики один - от бабушки (она прощает его за обман), другой - от учительницы.