Контрольная работа
Литература . 10 класс. Рассказы А.П. Чехова
1. В строке «черты художественного стиля» отметьте четвёртое лишнее:
а) образность, б) роль детали, в) использование тропов, г) канцеляризмы
2. Кем был А.П. Чехов по образованию:
а) филологом, б) врачом, в) историком, г) юристом
3. Молодой Чехов-юморист подписывал рассказы (найди четвёртое лишнее):
Антоша Чехонте, Брат своего брата, Человек без селезёнки, Антон Чехов
4. «Маленькая трилогия» Чехова состоит из рассказов:
а) «Ионыч», «Крыжовник», «Хамелеон» б) «Ионыч», «Человек в футляре», «О любви»
в) «Человек в футляре», «Крыжовник» «О любви»
5. Какого доктора прозвали «поляк надутый»?
А) Рагина, б) Дымова, в) Коростелёва, г) Старцев
6. Какие черты превратили доктора Старцева в Ионыча:
Лень, трусость, страсть к деньгам, эгоизм, недостаток душевности, отсутствие
преданности профессии врача… (Подчеркните)
7. Рассказ «Попрыгунья» Чехов хотел назвать «Великий человек». Какие черты великого
врача и человека он увидел в Дымове? (Перечислите.)
8. Найдите соответствие имён героев и названий рассказов:
Беликов «Ионыч»
Старцев «О любви»
Алёхин «Дама с собачкой»
Дымов «Человек в футляре»
Гуров «Попрыгунья»
9. Кто из героев рассказов Чехова открыл душу любви? (Перечислите.)
10. Какое произведение Чехова понравилось вам более других и почему?
Однажды Ашик-Кериб встретил Магуль-Мегери, которая была принцессой. Они влюбились в друг друга и хотели пожениться, но отец Магуль сказал, что Ашик очень беден и не сможет обеспечить Магуль. Тогда Ашик-Кериб дал слово, что поедет и будет зарабатывать деньги. Ашик отправляется в дальнее путешествие вместе с Куршуд-Беком. По дороге им предстоит перебраться через брод, и Куршуд обманывает Ашика, воруя его одежду. Куршуд приезжает в город и говорит, что Ашик утонул в реке. Мать от горя ослепла. Проходит 7 лет. Ашик заработал огромное состояние, играя на своём музыкальном инструменте. За день до свадьбы он вспоминает, что ему нужно домой. По дороге ему встречается волшебник и переносит его в родной город, дав священной земли (чтобы вылечить мать). Ашик приезжает на свадьбу Куршуда и Магуль и исцеляет мать.
Эта пересказ Лермонтовым турецкой сказки о самоотверженности, бескорыстии, честности и любви.
Объяснение:
Один из приемов - передача глубоких чувств, проникновение во внутренний мир любящей героини, акцент на единичных бытовых деталях. В стихотворении
"Сжала руки под темной вуалью…" передаются судорожные движения лирической героини, пытающейся удержать любовь и любимого ("Уйдешь, я умру"). Ее напряженному состоянию противостоит спокойная фраза (обратим внимание, сказанная "спокойно и жутко") "Не стой на ветру", которая сводит на нет восприятие чувств героини ее любимым и тем самым усиливает трагичность любовной ситуации. "Сероглазый король" - одно из самых популярных стихотворений Ахматовой о любви, передающих драму чувств, женскую тоску по любимому, печаль от утраты, нежность к "сероглазой" дочери. В этом стихотворении поэтесса обращается к разговорной речи, почти афористичной. Исследователи отмечают, что это язык раздумий. Через события и детали раскрывается лирический сюжет стихотворения, передается нежное чувство, тоска, ревность, любовь, печаль, т. е. раскрывается состояние женского сердца. Есть в нем и лирическая кульминация "Дочку мою я сейчас разбужу, / В серые глазки ее погляжу". Итог стихотворения: "Нет на земле твоего короля".