Контрольная работа по литературе за курс 7 класса. 1. *Что такое былина:*
а)Произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях.
б)Это поэтическая биография народа
в)Это краткое изречение
г) Это рассказ об исторических деятелях.
*2. Лирика – это*
а) повествование о событиях, предполагаемых в ;
б) род литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора;
в) стихотворение из двух строк.
*3. Что такое сатира:*
1. Это художественное произведение, в котором гневно осуждаются пороки общества и человека
2. Это произведения, в которых отражается комическое, смешное в жизни.
3. Это художественное произведение, в котором изображается судьба человека
*4. Почему память народная сохранила образ Калашникова:*
1. Совершил героический поступок
2. Не побоялся вступиться за честь семьи
себя от позора
4. Оставил богатое наследство потомкам.
*5. Найдите соответствия между автором и названием произведения:*
1) А.С. Пушкин
2) Л.Н. Толстой
3) Н.В. Гоголь
4) А.П. Чехов
5) М.Е. Салтыков-Щедрин
а) «Детство»
б) «Песнь о вещем Олеге»
в) «Хамелеон»
г) «Тарас Бульба»
д) «Как один мужик двух генералов прокормил»
*6. Из какого произведения Горького взят этот отрывок?*
«Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, впала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни».
*7. Какая тема раскрывается в повести Пушкина «Станционный смотритель»:*
1. Тема маленького человека
2. Тема лишнего человека
3. Тема богатого человека
4. Тема интеллигентного человек
*8. Кто такие казаки ( Гоголь «Тарас Бульба»):*
1. Регулярные войска 2 - Охрана царя 3 - Выполняли функции пограничных войск
4. - Свободные от военной службы люди.
*9. Кого в произведении А. П. Чехова можно назвать «хаме¬леоном»?*
а) Очумелова. б) Хрюкина. в) Елдырина. г) Повара, д) Толпу зевак.
*10. Какой приём использует автор в следующем отрывке:*
«...Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их све¬тился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетело глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в од¬но мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался
визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, от¬кусил у своего товарища орден и немедленно проглотил...» а) Гипербола, б) Гротеск, в) Иносказание, г) Сатира.
*11. Каково авторское отношение к мужику в сказке М. Е. Сал¬тыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генера¬лов прокормил»?*
а) Восхищение, любование.
б) Презрение, пренебрежение.
в) Сожаление, горечь.
г) Безразличие.
*12. Определите жанр произведения И. С. Тургенева «Бирюк».*
а) Повесть.
б) Очерк.
в) Притча.
г) Рассказ.
*13.Почему Бирюк всё же отпустил крестьянина?*
а) Постеснялся своей жестокости перед барином. б) Испугался мести крестьянина.
в мужика. г) Понял, что крестьянин доведён до крайней степени нищеты.
*14. Что нового открыл в себе главный герой рассказа Казакова «Тихое утро»:*
а.)-Умение сострадать б)- Умение плавать в)- Умение преодолевать собственный страх
г)-Умение вести себя правильно на воде.
*15. Узнай по описанию литературного героя, укажи автора и название произведения.*
1) Лишь один из них, из опричников,
Удалой боец, буйный молодец,
В золотом ковше не мочил усов;
2) « Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. …он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится всем наукам»
*16. Какому герою принадлежат приведённые ниже слова?*
1) «Ну, Лексей, ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди...»
2) «Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведётся так умирать!»
3) «Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?»
*17. Сформулируйте, какую повесть мы называем автобиографической. Приведите пример такого художественного произведения из изученных в этом году.*
*18. Какое художественное средство выразительности использует автор?*
И услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег... (М.Ю. Лермонтов)
*19. Какое художественное средство выразительности использует автор?*
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле... (Ф.И. Тютчев)
*20. Какое художественное средство выразительности использует автор?*
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде. (Ф.И. Тютчев)
Живут вместе кот, баран и петушок. Уходят кот с бараном из дому лыки драть, а лиса подбирается под окошко и поёт, чтобы выманить петушка. Тот выглядывает, лиса хватает его и уносит в лес. Петушок кричит, и кот с бараном выручают его. Когда они снова уходят, они предупреждают петушка, чтобы он не выглядывал из окошка Но лиса так сладко поёт, что петушок никак; не может утерпеть! И снова лиса хватает его и уносит в лес. Кот с бараном приходят домой, видят, что нет их петушка, делают гусли и идут в лес к лисьей избушке. А у лисы — семь дочерей. Кот с бараном играют и поют, лиса же посылает дочерей, чтоб те посмотрели, кто так славно на гуслях играет. Кот с бараном по одной ловят всех лисьих дочек, а потом и саму лису. Они сажают их в короб, заходят в избу, забирают своего петушка и возвращаются домой .