В композиции поэмы огромна роль природы, естественных обстоятельств человеческой жизни, могущественно и чарующе прекрасных, укрепляющих Мцыри в его жизнелюбии. В поэме в противоположность душной атмосфере монастыря с его «сумрачными стенами» представлена вольная природа: «горные хребты, причудливые как мечты» , «белый караван залетных птиц» , «седой незыблемый Кавказ» . Однако именно природа выступает орудием судьбы, рока. Сначала - эта дружба «меж бурным сердцем и грозой» , затем великолепная природа предстает перед Мцыри как «Божий сад» , но потом становится преградой между ним и отчизной: «…Но скоро в глубине лесной Из виду горы потерял И тут с пути сбиваться стал… » Выросший взаперти Мцыри, оказался непри к жизни на воле. Он погибает, как «в тюрьме воспитанный цветок» . Кавказский пейзаж введён в поэму, главным образом, как средство раскрытия образа героя. Белинский писал: « Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, - что вся природа сама несла иподавала ему материалы, когда он писал эту поэму» . Презирая своё окружение, Мцыри чувствует родство лишь с природой, только в ней он видит гармонию, всё то, чего лишён в человеческом обществе. Заключённый в монастырь, юноша сравнивает себя с листком, оторванным грозой и оказавшимся в сумрачных стенах. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову. Дитя природы, Мцыри припадает к земле и, как сказочный герой, узнаёт тайну птичьих песен, загадку их вещего щебетания. Ему становится понятен спор потока с камнями, дума разъединённых скал, жаждущих встречи; взор его обостряется: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, ему чудится, что «прилежный взор» его мог бы видеть в прозрачной синеве неба полёт ангелов. Открывшийся огромный мир всей мощью обрушивается на юношу, и он становится подобен дикому зверю. С особой силой это проявляется в его схватке с барсом: И я был страшен в этот миг; Как барс пустынный, зол и дик, Я пламенел, визжал, как он; Как будто сам я был рождён В семействе барсов и волков Под свежим пологом лесов. В этой битве проявляется всё мужество и стойкость Мцыри, происходит равное соперничество, где каждое живое существо отстаивает своё право на жизнь. Юноша побеждает и находит в себе силы продолжить свой путь. Но композиция романа замкнута, и он волею рока возвращается в монастырь, едва познав «блаженство вольности» , герой снова оказывается в тюрьме, когда – то ему жизнь: Но тщетно спорил я с судьбой: Она смеялась надо мной! Возврат в монастырь – это продолжение прежних страданий, поэтому смерть не страшит Мцыри. Он опечален лишь тем, что его не похоронят в родной земле. Увидев красоту жизни, почувствовав вкус свободы, Мцыри не жалеет, что осуществил попытку вырваться из пут. И не его вина, что ему не удалось сделать это. Дух его не сломлен, а мужество, героизм, воля героя могут являться примером для тех, кто страстно стремится к достижению поставленной цели. Он учит нас не бояться и делать решительные шаги, позволяющие строить такую жизнь, какую жаждет наше сердце и душа.
Главная героиня повествования. В книгах ей около девяти лет, Алиса предстаёт в качестве школьницы с причудливо-логическим складом ума, чьи прямые волосы «вечно лезут в глаза», она нежная, учтивая, доверчивая и любознательная. В фильме Алисе уже 19 и она не знает, какой жизненный путь ей выбрать. Она самостоятельная и независимая, что совершенно не совпадает с тем образом, в каком ее хотят видеть все окружающие — в аристократическом Лондоне викторианской эпохи. После смерти отца Алиса отправляется на садовую вечеринку, на которой занудный и надменный Хэмиш Скотт делает ей предложение, но... Алиса замечает Белого Кролика в камзоле с карманными часами. Она сразу же бросается за ним, проваливается в кроличью нору и попадает в Нижнекрай, место, в котором она побывала ещё ребёнком (и называла его Чудокрай) — однако у неё не осталось ни единого воспоминания об этой стране и её жителях. Алиса встречается со своими давними друзьями — Гусеницей Абесоломом, Чеширским Котом, Тра-ля-ля и Тру-ля-ля, и конечно же с Безумным Шляпником — и они ей выбрать правильный путь
«…Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал… »
Выросший взаперти Мцыри, оказался непри к жизни на воле. Он погибает, как «в тюрьме воспитанный цветок» .
Кавказский пейзаж введён в поэму, главным образом, как средство раскрытия образа героя. Белинский писал: « Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, - что вся природа сама несла иподавала ему материалы, когда он писал эту поэму» . Презирая своё окружение, Мцыри чувствует родство лишь с природой, только в ней он видит гармонию, всё то, чего лишён в человеческом обществе. Заключённый в монастырь, юноша сравнивает себя с листком, оторванным грозой и оказавшимся в сумрачных стенах. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову. Дитя природы, Мцыри припадает к земле и, как сказочный герой, узнаёт тайну птичьих песен, загадку их вещего щебетания. Ему становится понятен спор потока с камнями, дума разъединённых скал, жаждущих встречи; взор его обостряется: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, ему чудится, что «прилежный взор» его мог бы видеть в прозрачной синеве неба полёт ангелов. Открывшийся огромный мир всей мощью обрушивается на юношу, и он становится подобен дикому зверю. С особой силой это проявляется в его схватке с барсом:
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рождён
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
В этой битве проявляется всё мужество и стойкость Мцыри, происходит равное соперничество, где каждое живое существо отстаивает своё право на жизнь. Юноша побеждает и находит в себе силы продолжить свой путь. Но композиция романа замкнута, и он волею рока возвращается в монастырь, едва познав «блаженство вольности» , герой снова оказывается в тюрьме, когда – то ему жизнь:
Но тщетно спорил я с судьбой:
Она смеялась надо мной!
Возврат в монастырь – это продолжение прежних страданий, поэтому смерть не страшит Мцыри. Он опечален лишь тем, что его не похоронят в родной земле. Увидев красоту жизни, почувствовав вкус свободы, Мцыри не жалеет, что осуществил попытку вырваться из пут. И не его вина, что ему не удалось сделать это. Дух его не сломлен, а мужество, героизм, воля героя могут являться примером для тех, кто страстно стремится к достижению поставленной цели. Он учит нас не бояться и делать решительные шаги, позволяющие строить такую жизнь, какую жаждет наше сердце и душа.