Фольклорные обычаи и обряды празднования занимают в литературе отдельное место — отчасти благодаря повести «Ночь перед Рождеством» Николая Гоголя, который в России стал одним из первых авторов, положивших канун святого праздника в основу литературного сюжета. Церковь не особо поощряла народные традиции, прежде всего потому, что в их основе лежали языческие обряды. Остановимся отдельно на самом распространенном из них — колядках.
Аполлон Коринфский в своем труде «Народная Русь» писал, что понятие «коляда» имело разное значение в зависимости от региона.
«Коляда» («коледа») на севере — это рождественский сочельник, колядование — это обряд хождения по домам на Рождество с поздравлениями и песнями. В Новгородской губернии колядой называли подарки, которые получены при этих «хождениях». В южных и юго-западных полосах, как отмечает Коринфский, колядой называют сам праздник Рождества и даже все Святки. В Беларуси «колядовать» означает «Христа славить». А вот в смоленских землях «колядовать» будет означать «побираться».
Тема: Зависть и гордыня (трагедия человека, пораженного этими страстями.).
Идея: Зависть разрушает душу человека, толкает его на преступление.
Проблема: Совместимы ли гений и злодейство? Основная заявленная в трагедии проблема разбивается на несколько составляющих.
Кто больше достоин уважения труженик, развивающий свой небольшой талант, стремящийся к совершенству, гордящийся своими достижениями, или гений, обязанный своим даром Божьему произволению и не ценящий его?
Сальери не может принять, что упорный труд по достижению цели ставится ниже легкого, даже легкомысленного, отношения к делу. Рушится его мировоззрение, он противится этому краху жизненных ценностей, воспринимает успех и популярность Моцарта случайным ялением. Хотя, если вспомнить биографию Моцарта, он также был вынужден уделять много времени музицированию, оттачиванию техники, он рос в мире звуков. Но он был гений, он мог творить, а не конструировать музыку.
Проблема гордыни человеческой, противопоставляющий свои труды Божьему дару, толкающей на злодейство. Веселый, жизнерадостный ребячливый Моцарт и мрачный - черный человек - фанатик Сальери. Небо и земля.
Задумав отравить Моцарта, фанатик Сальери представляет это необходимым и правильным поступком. Его самооправдание в том, что несерьезное отношение Моцарта сочинению музыки будет пагубным для композиторов, посвятившим этому жизнь, лишит из заслуженной всей жизнью славы, отодвинет в тень.
Эта иллюзия долга и преступления во имя высокой цели - еще одна вечная проблема ("цель оправдывает средства")
Моцарт погиб. Но может ли праздновать Сальери? Одна фраза Моцарта про несовместимость гения и злодейства уже доставила отравителю новые муки:" А! Так я не гений?" Это еще один аспект проблемы.
Сальери, дошедший в своей страстях до крайней черты - убийства - свои проблемы не решил. Он, вместе с Пушкиным, оставил их нам: изучать и пытаться избежать.
Народные традиции
Фольклорные обычаи и обряды празднования занимают в литературе отдельное место — отчасти благодаря повести «Ночь перед Рождеством» Николая Гоголя, который в России стал одним из первых авторов, положивших канун святого праздника в основу литературного сюжета. Церковь не особо поощряла народные традиции, прежде всего потому, что в их основе лежали языческие обряды. Остановимся отдельно на самом распространенном из них — колядках.
Аполлон Коринфский в своем труде «Народная Русь» писал, что понятие «коляда» имело разное значение в зависимости от региона.
«Коляда» («коледа») на севере — это рождественский сочельник, колядование — это обряд хождения по домам на Рождество с поздравлениями и песнями. В Новгородской губернии колядой называли подарки, которые получены при этих «хождениях». В южных и юго-западных полосах, как отмечает Коринфский, колядой называют сам праздник Рождества и даже все Святки. В Беларуси «колядовать» означает «Христа славить». А вот в смоленских землях «колядовать» будет означать «побираться».
Объяснение:
Тема: Зависть и гордыня (трагедия человека, пораженного этими страстями.).
Идея: Зависть разрушает душу человека, толкает его на преступление.
Проблема: Совместимы ли гений и злодейство? Основная заявленная в трагедии проблема разбивается на несколько составляющих.
Кто больше достоин уважения труженик, развивающий свой небольшой талант, стремящийся к совершенству, гордящийся своими достижениями, или гений, обязанный своим даром Божьему произволению и не ценящий его?
Сальери не может принять, что упорный труд по достижению цели ставится ниже легкого, даже легкомысленного, отношения к делу. Рушится его мировоззрение, он противится этому краху жизненных ценностей, воспринимает успех и популярность Моцарта случайным ялением. Хотя, если вспомнить биографию Моцарта, он также был вынужден уделять много времени музицированию, оттачиванию техники, он рос в мире звуков. Но он был гений, он мог творить, а не конструировать музыку.
Проблема гордыни человеческой, противопоставляющий свои труды Божьему дару, толкающей на злодейство. Веселый, жизнерадостный ребячливый Моцарт и мрачный - черный человек - фанатик Сальери. Небо и земля.
Задумав отравить Моцарта, фанатик Сальери представляет это необходимым и правильным поступком. Его самооправдание в том, что несерьезное отношение Моцарта сочинению музыки будет пагубным для композиторов, посвятившим этому жизнь, лишит из заслуженной всей жизнью славы, отодвинет в тень.
Эта иллюзия долга и преступления во имя высокой цели - еще одна вечная проблема ("цель оправдывает средства")
Моцарт погиб. Но может ли праздновать Сальери? Одна фраза Моцарта про несовместимость гения и злодейства уже доставила отравителю новые муки:" А! Так я не гений?" Это еще один аспект проблемы.
Сальери, дошедший в своей страстях до крайней черты - убийства - свои проблемы не решил. Он, вместе с Пушкиным, оставил их нам: изучать и пытаться избежать.