Повесть н. в. гоголя «ночь перед рождеством» начинается с описания проделок черта. в ночь перед рождеством он крадет с неба луну, и на всей земле становится так темно, что хоть глаз выколи. черт своими поступками хочет отомстить молодому кузнецу вакуле за нарисованную им в церкви картину, на которой изображен святой петр в день страшного суда. святой изгонял из ада нечистую силу, и «испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленами и всем, чем ни попало» . похитив с неба луну, черт надеется, что чуб, собирающийся на кутью к дьяку, свой визит, пройдя полдороги, отменит и вернется домой, где и застанет кузнеца вакулу. а так как чуб вакулу недолюбливает, то и откажет ему в сватовстве оксаны. однако все предпринимаемые чертом действия и задумки оборачиваются против него. мало того, что ему не удается склонить набожного вакулу к самоубийству, что приходится долгое время сидеть в мешке, что месяц, нечаянно освободившись из кармана, возвращается обратно на небо, так черт вынужден еще везти на своей спине ненавистного вакулу в самый петербург и обратно в диканьку. чертово ли это дело? ! силой и силой молитвы вакуле удалось преодoлеть козни чёрта вакула был набожным человеком, он сразу понял, что сидящий у него в мешке-чёрт. кузнец перехитрил его, сделав вид, что поддался на чертовский соблазн. именно его благочестие и то, что он оказался хитрее самого чёрта, избавиться от лукавого. можно сказать, что черт в повести напоминает обычного нехорошего человека, все время пытающегося сделать пакость другим и все время терпящего поражение. и таланту н. в. гоголя лишний раз убеждаешься, что нечистая сила терпит поражение там, где есть вера в бога, в добро, в справедливость.