Кто из гостей салона Анны Павловны Шерер выступает против Наполеона? Что они осуждают в поступках Наполеона? Кто из гостей выступает за Наполеона? Что они считают достоинствами Наполеона? Почему противоположная группа не видит или не хочет видеть этих достоинств? На чьей стороне на самом деле выступил Андрей Болконский?
Царский опричник Кирибеевич и удалой купец Калашников — главные герои поэмы. Несмотря на то что оба сильны, молоды, хороши собой, они в то же время сильно отличаются друг от друга.
Степан Калашников любит свой труд, требующий от него сметливости, расчетливости, дальновидности. Купец честный и хозяйственный, он по праву гордится молодой женой.
Полюбил купеческую жену любимый царский опричник Кирибеевич и задумал недоброе дело. Повстречав как-то вечером Алену Дмитревну, возвращавшуюся домой из церкви, он стал ее «цалавать-ласкать» , сулить золото, жемчуг, яркие камни и цветную парчу, если она полюбит его. Еле вырвалась она из его рук, но вслед ей уже смеялись «злые соседушки» . Но не только «честную, непорочную» Алену Дмитревну осрамил и опозорил царский опричник. Он позарился на честь чужой семьи, и купец Калашников не мог стерпеть такой обиды. Решил он выйти на смертный бой, «до последних сил» с Кирибеевичем, не побоявшись силы и удали любимого бойца царя.
Все герои “Песни... ” — яркие, самобытные, могучие личности. Они могут реализовать себя либо в сфере зла, как сам царь Иван Грозный и его верный опричник Кирибеевич, либо в сфере чистоты и добра, как купец Калашников, его братья и жена. Но каждый герой поэмы по-своему вступает в единоборство с миром. Романтическая тема гордой, могучей личности получает реалистическую трактовку, разрабатывается психологически.
Готовясь отомстить обидчику, Степан Парамонович вступает в открытый бой с государем, ибо борется против его установлений, его воли, против вседозволенности, дарованной царем своей дружине. Очень важно, что купец Калашников за свое честное имя борется честно, ни на секунду не допуская мысли отомстить обидчику иначе, чем в открытом бою, в личном поединке. В этом уже залог его нравственной победы. Против неправедности, обмана, бесчестности он не позволит .себе бороться этими же средствами, он не осквернит имени Калашникова тайной местью.
Мы видим, что Степан Калашников — цельная личность, человек отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Калашников руководствуется народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не поступается даже перед лицом сме, которыми не поступается даже перед лицом смерти. И народ помнит и «величает» удалого героя, сочувствует ему, его «безымянная могилка» никого не оставляет равно-Душным.
Платье на ней из шелкового малахита – есть такой камень – на глаз как шелк. Платье это может менять цвет: то блестит, будто стекло, то полиняет, то алмазной россыпью засверкает, то скрасна медным станет, то зеленым шелком.
Медной горы Хозяйка повелевает камнем и металлами. Недаром она хозяйка именно Медной горы. Повелевает Малахитница и живыми существами: ящерками – и зелеными, и голубыми, и синими, и коричневыми, и песочного цвета с золотыми крапинками, и цвета поблекшей травы, и узорами изукрашенными. Ящерки ей служат: на стол накрывают, еда обыкновенная, питье не хмельное, а силу придает. И сама Малахитница может оборачиваться в ящерицу с зелеными лапами, черной полоской по хребту и с человечьей головой. Может любую руду обратить в пустую породу, в обманку. Слезы ее превращаются в редкостный, дорогой камень – медный изумруд.
Сама она состоит из живого камня. Скучно, видно, ей одной в подземелье, вот она и взяла себе в подруги Степанову дочь Танюшку, рукодельницу на диво, которая шелками портреты вышивала: сразу двух девиц в малахитовых платьях люди видали.
У нее под землей большие комнаты, стены у всех разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками, с цветами медными, и синие тоже есть. А мебель из меди. Любимая комната у нее – стены малахитовые с алмазом, а потолок темно-красный под чернетью, на нем медные цветы. Баня есть. Устроена, как обычно, но всё каменное: и полок, и ковшик. Только веничек – березовый.
Есть у нее и сад. Деревья высоченные, но каменные. Мраморные, из змеевика, но живые, с сучьями, с листочками, от ветра покачиваются, и шелест этих листьев похож на рассыпавшуюся гальку. Трава тоже каменная. Синяя, красная, разными огнями горит. Солнышка не видно, но светло, как перед закатом. Между деревьями змейки золотенькие шмыгают, от них и свет. На большой поляне черные кусты, как бархат, на кустах большие зеленые малахитовые колокольцы, и в каждом звездочка, они тихонько позванивают, а над цветами пчелки золотые, как искорки, летают.
Мастерам подсказывает, где искать камень, пригодный для воплощения в жизнь заветной задумки, либо просто приносит и ставит камень перед ними ее рука – девичья, с кольцом на пальце.