Кто из персонажей описывается в этих строчках
(Урок Французского)
«Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в
такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застегнутый,
оттопыривающийся темный френч двигается самостоятельно чуть наперед
директора»
Тема “августовских вечеров” появилась в творчестве Юона еще в 20-е годы, и началом ее стало изображение лирической семейной сценки на террасе дома. Август для Юона был одним из любимых периодов, его привлекала эта закатная пора лета. Прощание до следующего года с летним “солнцем художника” составляет элегическую ноту августовских работ художника. Но прежде чем угаснуть, краски горят особенно жарко. Место действия – лигачевский дом. Обращение к предвечернему освещению позволило художнику соединить интенсивные, горячие цвета в изображении внутреннего пространства дома и прохладную зелено-желтую гамму пространства окружающего.
Здесь Юон особенно тонко “перемешивает” живописные жанры. Интерьер потеснен пейзажем, рвущимся в сдвоенные окна и как бы продолженным в образе торжествующего букета, обосновавшегося в комнате. Изысканный натюрморт на столе парит на белой скатерти, от бликов и теней ставшей многоцветной. Прочные массивные стулья словно хранят печать присутствия людей только что покинувших комнату и вышедших в вечереюший простор, наслаждаться его красотой. Именно с красотой связан смысл понятия “юоновский пейзаж”.
Часто живопись мастера называют поэтической. Действительно, это пейзажная лирика, адекватная стихотворным образам русской поэзии. Творчество было для художника истинным наслаждением, и прежде всего потому, что устанавливало особую связь между ним и миром. “Счастье художника – живописца, лучшее его счастье всегда живет рядом с ним и вокруг него” – писал Юон. И до конца своих дней он жил с желанием дарить это счастье другим. Его работа “Августовский вечер. Последний луч” по-настоящему удивляет свежестью взгляда и живописным темпераментом, говорит о неувядающей наблюдательности, ярком эмоциональном восприятии природы, а ведь написана художником 70-и с лишним лет.
Поэтическое воплощение России в образах старой Москвы и провинции, яркие национальные типы, живописная трактовка архитектурных памятников, лирика русской природы, отображенные на полотнах Юона, очень притягательны. Праздничное восприятие жизни, солнечность колорита, декоративность и свобода живописной манеры, артистизм и эмоциональность – все это звучит в живописи Юона и находит отклик в каждой душе.
Люди совершенно не защищены от произвола власти и беззакония. Мужа слесарши Пошлепкиной незаконно взяли в солдаты. Городничий убедительно доказывал законность этого: «Он вор; хоть он теперь и не украл, да все равно украдет, его и без того на следующий год возьмут в рекруты» . Настоящая же причина в том, что все другие откупились. Арестантам не выдают провизии. Больные в богоугодном заведении походят «на кузнецов» , а врач – немец и «по-русски ни слова не знает» . Простой человек «если умрет, то так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет» – зачем же его лечить? Унтер-офицерская жена высечена, несмотря на недопустимость применения к ней телесных наказаний. Искать в суде защиту тоже напрасно: ведь судью волнует только охота.
Итак, народу тяжело жить в этом городе при такой несправедливой власти, равнодушной к «маленьким» людям. Но и сами чиновники между собой не слишком ладят. Они объединяются только от страха перед ревизором, а в обычной жизни завистливы, доносят друг на друга, интригуют. Поздравляя Городничего с будущей службой в Петербурге, просят его не забыть о них, а в сторону злословят, какое счастье привалило «этакой свинье» . Двуличие и неискренность высших, бесправие и невежество низших – вот каков уездный город в изображении Гоголя.