В сказке Паустовского есть фантастические и реальные элементы. Фантастическое и реальное, переплетаясь в сюжете, раскрывают идейно-тематическое содержание произведения, превращают жизненную историю в чудесную сказку, которая читателю задуматься над своими поступками, стать добрее и ценить дружбу.
"Молчаливый, недоверчивый" и грубоватый мальчик Филька обижает коня, попросившего у него хлеба. Все здесь очень реально и правдоподобно. Но дальше начинается волшебство, потому что таких чудесных событый в нашем мире не бывает. Обида коня не даром. Пришла беда не только к Фильке, но и ко всем его односельчанам. Поднялась страшная метель, ударил крепкий мороз. Из-за злых, неприветливых слов мальчика людям грозила голодная смерть. Никто не понимал причины этого ужасного бедствия, пока бабушка не рассказала историю, не менее удивительную, чем происшествие с Филькой. Оказывается, сто лет назад какой-то злой человек в деревне обидел солдата-инвалида, кинув к его ногам вместо хлеба чёрствую заплесневелую корку. Точно так же разыгралась тогда непогода, принёсшая людям много горя, потому что замёрзли колодцы, погибли птицы, высохли до корня леса и сады.После этого земля стояла голой целых десять лет. Волшебное наказание за грубость и "охлаждение сердца" угрожает человеку вполне реальными бедами. Что же деревню? Чудесное сочетание упорных усилий людей и фантастического вмешательства болтливой сороки, позвавшей на тёплый южный ветер. Главное, что Филька всё-таки нашёл в себе силы раскаяться, изменить своё поведение, отношение к окружающим. Писатель хочет доказать, что, вовремя осознав ошибку и раскаявшись, каждый человек может исправить свою вину, стать милосерднее.
Паустовского считают мастером детали: он умел наполнить простую обыденную вещь многозначительностью. Например: Манюш- ка, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, - что там? Но внутри ничего не было видно - одна жестяная пустота. На первый взгляд выражение жестяная пустота имеет обычный смысл - ящик был пуст, но, с другой стороны, в тексте оно получает более глубокий смысл - жестяная пустота означает бездушие, жестокость дочери, у которой не находится времени написать матери долгожданное письмо. Или: Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра. Писатель приписывает ночнику человеческие качества, подчеркивая тем самым обреченность на одиночество старого человека. Он - единственный источник света, но света неясного и тревожного. Или: Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. Дерево - символ прожитой жизни Катерины Петровны. Рядом с ним она еще острее чувствует свою слабость и немощь. Более того, каждый предмет в доме Катерины Петровны становится живым свидетелем ее жизни, ведь ей не с кем поговорить, нет близкого человека. Косвенным образом эти вещи служат живым укором далекой Насте, живущей своей жизнью и не желающей ничего знать об умирающей матери.
К.Паустовский"Теплый хлеб"
В сказке Паустовского есть фантастические и реальные элементы. Фантастическое и реальное, переплетаясь в сюжете, раскрывают идейно-тематическое содержание произведения, превращают жизненную историю в чудесную сказку, которая читателю задуматься над своими поступками, стать добрее и ценить дружбу.
"Молчаливый, недоверчивый" и грубоватый мальчик Филька обижает коня, попросившего у него хлеба. Все здесь очень реально и правдоподобно. Но дальше начинается волшебство, потому что таких чудесных событый в нашем мире не бывает. Обида коня не даром. Пришла беда не только к Фильке, но и ко всем его односельчанам. Поднялась страшная метель, ударил крепкий мороз. Из-за злых, неприветливых слов мальчика людям грозила голодная смерть. Никто не понимал причины этого ужасного бедствия, пока бабушка не рассказала историю, не менее удивительную, чем происшествие с Филькой.
Оказывается, сто лет назад какой-то злой человек в деревне обидел солдата-инвалида, кинув к его ногам вместо хлеба чёрствую заплесневелую корку. Точно так же разыгралась тогда непогода, принёсшая людям много горя, потому что замёрзли колодцы, погибли птицы, высохли до корня леса и сады.После этого земля стояла голой целых десять лет.
Волшебное наказание за грубость и "охлаждение сердца" угрожает человеку вполне реальными бедами.
Что же деревню? Чудесное сочетание упорных усилий людей и фантастического вмешательства болтливой сороки, позвавшей на тёплый южный ветер. Главное, что Филька всё-таки нашёл в себе силы раскаяться, изменить своё поведение, отношение к окружающим. Писатель хочет доказать, что, вовремя осознав ошибку и раскаявшись, каждый человек может исправить свою вину, стать милосерднее.
обыденную вещь многозначительностью. Например: Манюш-
ка, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала
его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, - что там? Но внутри
ничего не было видно - одна жестяная пустота. На первый взгляд
выражение жестяная пустота имеет обычный смысл - ящик был пуст,
но, с другой стороны, в тексте оно получает более глубокий смысл -
жестяная пустота означает бездушие, жестокость дочери, у которой
не находится времени написать матери долгожданное письмо.
Или: Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось,
единственным живым существом в покинутом доме, - без этого
слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до
утра. Писатель приписывает ночнику человеческие качества, подчеркивая
тем самым обреченность на одиночество старого человека.
Он - единственный источник света, но света неясного и тревожного.
Или: Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась
рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она
посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший,
озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной
ночи. Дерево - символ прожитой жизни Катерины Петровны.
Рядом с ним она еще острее чувствует свою слабость и немощь. Более
того, каждый предмет в доме Катерины Петровны становится живым
свидетелем ее жизни, ведь ей не с кем поговорить, нет близкого
человека. Косвенным образом эти вещи служат живым укором далекой
Насте, живущей своей жизнью и не желающей ничего знать
об умирающей матери.