Лед крепкий под окном, но солнце пригревает, с крыш свесились
сосульки – началась капель. «Я! я! я!» - звенит каждая капля, умирая;
жизнь ее доля секунды. «Я!» - боль о бессилии.
Но вот уже во льду ямка, промоина, он тает, его уже нет, а с крыши
все еще звенит светлая капель.
Капля, падая на камень, четко выговаривает: «Я!» Камень большой и
крепкий, ему, может быть, еще тысячу лет здесь лежать, а капля живет
одно мгновенье, и это мгновенье – боль бессилия. И все же: «капля
долбит камень», многие «я» сливаются в «мы», такое могучее, что не
только продолбит камень, а иной раз и унесет его в бурном потоке.
Как вы поняли смысл произведения? Только ли о капле и о камне в
нем идет речь? Какое обобщение кроется за образами? Какую роль играет
включенная в произведение пословица?
Отец и сын Дубровские во многом схожи. Это люди благородные и гордые, сдержанные в словах, но готовые на самые отважные, а порой и отчаянные поступки.
Андрей Гаврилович Дубровский – бедный помещик, дворянин. Несмотря на скромное благосостояние, был человеком уважаемым. Его любили соседи и особенно собственные крепостные и работники. Дубровский был справедлив, решителен, не принимал фальши и лести. Андрей Гаврилович рано лишился супруги и очень любил своего единственного сына. Дубровский старший отправил маленького Владимира в Петербург, дал ему хорошее образование и, несмотря на скудные средства, ни в чем не отказывал.
Владимир Дубровский в начале произведения предстает перед нами типичным игроком и кутилой, человеком который «получал из дому более, нежели должен был ожидать», прожигателем жизни. Однако это быстро меняется, когда он узнает о болезни отца. Владимир бросает всё и едет в родное имение. Он терзается раскаяньем и страхом не увидеть отца живым.
Несмотря на многолетнюю разлуку, отец и сын сохранили по-настоящему теплые чувства. Автор немногословен в описании встречи Дубровских, однако каждое слово, каждый жест пропитан любовью и сопереживанием. Теперь перед нами предстаёт совсем другой Владимир Дубровский – человек честный, благородный, готовый постоять за себя и своих близких, достойный сын своего отца.
Отношения отца и сына Дубровских – внешне такие сдержанные и немногословные на самом деле полны любви, преданности и взаимопонимания.
«В водовороте страстей» (1876)
«Приваловские миллионы» (1883, экранизирован)
«Горное гнездо» (1884)
«Дикое счастье» («Жилка» , 1884, дважды экранизирован (Во власти золота) и (Золото)
«Бурный поток» («На улице» , 1886)
«Именинник» (1888)
«Три конца» (1890)
«Золото» (1892)
«Весенние грозы» (1893)
«Без названия» (1893)
«Черты из жизни Пепко» (1894)
«Хлеб» (1895)
«Ранние всходы» (1896)
«Общий любимец публики» (1898)
«Падающие звезды» (1899)
Рассказы, повести, очеркИ
«От Урала до Москвы» , серия очерков (1881—1882),
«Охонины брови» , повесть (1892)
«Уральские рассказы» , сборник рассказов (1895)
«Сибирские рассказы» , сборник рассказов (1889).
«Алёнушкины сказки» (1894—1896)
«Серая шейка» (1893, экранизирована)
«Зарницы» (1897)
«По Уралу» (1899)
«Бойцы. (Очерки весеннего сплава по реке Чусовой) »
«Последние клейма»
«Приёмыш»
"Музгарка" или "Зимовье"