М.А. Осоргин. Рассказ «Пенсне»
1) По приведённым ниже цитатам из рассказа «Пенсне» найдите, определите и напишите название подчёркнутых изобразительно-выразительных средств языка.
А) «Что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается?»
Б) «Отрицать, что чайник, этот добродушный комик, - живое существо, может только совершенно нечуткий человек…»
В) «Оно [пенсне] – наездник моего носа…».
Г) «Часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит, запечатанное письмо подмигивает и рисуется, раздвинутые ножницы кричат, кресло сидит, с точностью копируя старого толстого дядю, книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках».
Д) «Ещё поблескивая мутными, запылёнными стёклами, жалкое, виноватое, словно вдавленное в стенку, оно[пенсне] явило картину такого рабского смирения, такой трусости, точно не оно [пенсне] – наездник моего носа, точно не я без него, а оно без меня не может существовать».
2) Какой прием используется автором, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?
3) Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищут?
4) Что же случилось с пенсне? Какая история с ним произошла?
5) Каковы рассуждения автора в конце рассказа?
6) Можно ли думать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?
7) Как сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое?
ответ:
основную идею романа «война и мир» можно выразить следующими словами самого автора: «нет величия там, где нет простоты, добра и правды». идея эта выразилась не только в противопоставлениях кутузова и наполеона, но и во всех малейших подробностях борьбы с французами. толстой всячески возвышает людей, которые вели оборонительную войну и сильны были своим духом, верой в правду и добро; французы же были побеждены, потому что не были убеждены в правоте своего дела. все сцены частной жизни, обрисованные толстым, имеют одну и ту же цель — показать, как страдает и радуется, любит и умирает, ведет семейную и личную жизнь тот народ, высший идеал которого заключается в простоте, добре и правде. голос за простое и доброе против ложного и хищного заставляет толстого осуждать не только французов, ослепленных ложной идеей величия, но и большинство лиц из высшего класса народа, таивших в себе под изящными формами внешних приличий бездну коварства, легкомыслия и ничтожества
объяснение:
главный герой рассказа -- тот, кто дал ему название, старый повар.
конец xviii века, в сторожке старого сада доживает свои дни бывший графский повар, ослепший от долгой работы у печей. с ним живет молодая дочь мария. и третий герой поначалу никому не знаком: его позвала мария, чтобы отец исповедовался, умирая. это молодой мужчина, который, не будучи священником, отпускает повару грех, который и грехом нельзя назвать: тот совершил проступок ради того, чтоб спасти жену.
а затем незнакомец исполняет последнее желание старика: он играет на клавесине, и старик вновь видит перед собой жену -- как в первый раз, молодой. мария видит распускающиеся все они во власти музыки.
а незнакомец оказывается моцартом.
настоящее искусство может стать выше смерти -- вот главная мысль рассказа.
старый повар умер счастливым, хоть и был слеп. и ему настоящий волшебник, гениальный музыкант. музыка заставила и умирающего, и его дочь забыть о смерти.
это красивый рассказ, хоть и немного грустный.