М.А. Шолохов «Тихий Дон» Практическая работа Вариант 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания.
Под навесом сарая у круглых яслей стояли четыре осёдланные лошади. Из амбара вышел подросток с железной мерой, доверху насыпанной овсом. Он мельком взглянул на Григория, пошёл к заржавшим лошадям. За углом куреня разливалась песня. Дрожащий высокий тенорок выводил:
Как по той-то было по дороженьке Никто пеш не хаживал...
Густой прокуренный бас, повторив последние слова, сомкнулся с тенором, потом вступили новые слаженные голоса, и песня потекла величаво, раздольно и грустно. Григорию не захотелось своим появлением прерывать песенников; он тронул Прохора за рукав, шепнул:
— Погоди, не показывайся, нехай доиграют.
— Это — не проводы. Еланские так играют. Это они так запеснячивают. А здорово, черти, тянут! — одобрительно отозвался Прохор и огорчённо сплюнул: расчёт на то, чтобы выпить, судя по всему, не оправдался.
Ласковый тенорок до конца рассказал в песне про участь оплошавшего на войне казака:
Ни пешего, ни конного следа допрежь не было. Проходил по дороженьке казачий полк. За полком-то бежит душа добрый конь. Он черкесское седельце на боку несёт. А тесмяная уздечка на правом ухе висит, Шёлковы поводьица ноги путают. За ним гонит млад донской казак, Он кричит-то своему коню верному: «Ты постой, погоди, душа верный конь, Не покинь ты меня, одинокого…»
Очарованный пением, Григорий стоял, привалившись спиной к белёному фундаменту куреня, не слыша ни конского ржания, ни скрипа проезжавшей по проулку арбы...
За углом кто-то из песенников, кончив песню, кашлянул, сказал:
— Не так играли, как оторвали! Ну да ладно, как умеем, так и могём. А вы бы, бабушки, служивым на дорогу ишо чего-нибудь дали. Поели мы хорошо Христос, да вот на дорогу у нас с собой никаких харчишекнету...
Григорий очнулся от раздумья, вышел из-за угла. На нижней ступеньке крыльца сидели четверо молодых казаков; окружив их плотной толпой, стояли набежавшие из соседних дворов бабы, старухи, детишки. Слушательницы, всхлипывая и сморкаясь, вытирали слёзы кончиками платков, одна из старух — высокая и черноглазая, со следами строгой иконописной красоты на увядшем лице — протяжно говорила, когда Григорий подходил к крыльцу:
— Милые вы мои! До чего же вы хорошо да жалостно поёте! И, небось, у каждого из вас мать есть, и, небось, как вспомнит про сына, что он на войне гибнет, так слезьми и обольётся... — Блеснув на поздоровавшегося Григория жёлтыми белками, она вдруг злобно сказала: — И таких цветков ты, ваше благородие, на смерть водишь? На войне губишь?
— Нас самих, бабушка, губят, — хмуро ответил Григорий.
Казаки, смущённые приходом незнакомого офицера, проворно поднялись, отодвигая ногами стоявшие на ступеньках тарелки с остатками пищи, оправляя гимнастёрки, винтовочные погоны, портупеи.
1. Назовите литературное направление, принципы которого нашли своё вопло-щение в «Тихом Доне».
2. В романе нет эпизодов:
А. Первой мировой войны. Б. Гражданской войны
В. Великой Отечественной войны Г. мирной жизни хутора
3. Какое произведение Льва Толстого послужило для М.А. Шолохова образцом для создания романа "Тихий Дон"?
4. Укажите фамилию Григория — главного героя «Тихого Дона».
5. Большинство героев произведений М.А Шолохова принадлежат к одному сословию. Укажите, к какому именно:
А. купечеству Б. казачеству В. крестьянству Г. дворянству
6. Почему «Тихий Дон» относят к жанру эпопеи?
А. Это произведение, как и «Война и мир», состоит из четырёх томов
Б. В произведении отражена судьба народа в переломную историческую эпоху
В. Шолохов изобразил в своём романе русский национальный характер
Г. В «Тихом Доне» очень много героев
7. Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности («одна из старух – высокая и черноглазая, со следами строгой иконописной красоты на увядшем лице – протяжно говорила…»)?
8. Как называются слова и выражения, отступающие от норм литературного языка («запеснячивают», «могём» и т. п.)?
9. В начале приведённого фрагмента Григорий и Прохор общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?
10. Как характеризует Григория его поведение во время пения казаков? (дайте связный ответ в объёме 3-5 предложений)
11. Какой взгляд на Гражданскую войну выражен в реплике одной из старух? Как он соотносится с точкой зрения автора? (дайте связный ответ в 3-5 предложений)
12. Почему роман о трагической судьбе донского казачества М. А. Шолохов называет подчеркнуто «мирно» — «Тихий Дон»? (дайте связный ответ в объёме 3-5 предложений)
Так и жили.