В
Все
М
Математика
А
Английский язык
Х
Химия
Э
Экономика
П
Право
И
Информатика
У
Українська мова
Қ
Қазақ тiлi
О
ОБЖ
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
У
Українська література
М
Музыка
П
Психология
А
Алгебра
Л
Литература
Б
Биология
М
МХК
О
Окружающий мир
О
Обществознание
И
История
Г
Геометрия
Ф
Французский язык
Ф
Физика
Д
Другие предметы
Р
Русский язык
Г
География
Сергей1901
Сергей1901
29.09.2022 20:18 •  Литература

М.А. Шолохов «Тихий Дон» Практическая работа Вариант 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания.

Под навесом сарая у круглых яслей стояли четыре осёдланные лошади. Из амбара вышел подросток с железной мерой, доверху насыпанной овсом. Он мельком взглянул на Григория, пошёл к заржавшим лошадям. За углом куреня разливалась песня. Дрожащий высокий тенорок выводил:

Как по той-то было по дороженьке Никто пеш не хаживал...

Густой прокуренный бас, повторив последние слова, сомкнулся с тенором, потом вступили новые слаженные голоса, и песня потекла величаво, раздольно и грустно. Григорию не захотелось своим появлением прерывать песенников; он тронул Прохора за рукав, шепнул:

— Погоди, не показывайся, нехай доиграют.

— Это — не проводы. Еланские так играют. Это они так запеснячивают. А здорово, черти, тянут! — одобрительно отозвался Прохор и огорчённо сплюнул: расчёт на то, чтобы выпить, судя по всему, не оправдался.

Ласковый тенорок до конца рассказал в песне про участь оплошавшего на войне казака:

Ни пешего, ни конного следа допрежь не было. Проходил по дороженьке казачий полк. За полком-то бежит душа добрый конь. Он черкесское седельце на боку несёт. А тесмяная уздечка на правом ухе висит, Шёлковы поводьица ноги путают. За ним гонит млад донской казак, Он кричит-то своему коню верному: «Ты постой, погоди, душа верный конь, Не покинь ты меня, одинокого…»

Очарованный пением, Григорий стоял, привалившись спиной к белёному фундаменту куреня, не слыша ни конского ржания, ни скрипа проезжавшей по проулку арбы...

За углом кто-то из песенников, кончив песню, кашлянул, сказал:

— Не так играли, как оторвали! Ну да ладно, как умеем, так и могём. А вы бы, бабушки, служивым на дорогу ишо чего-нибудь дали. Поели мы хорошо Христос, да вот на дорогу у нас с собой никаких харчишекнету...

Григорий очнулся от раздумья, вышел из-за угла. На нижней ступеньке крыльца сидели четверо молодых казаков; окружив их плотной толпой, стояли набежавшие из соседних дворов бабы, старухи, детишки. Слушательницы, всхлипывая и сморкаясь, вытирали слёзы кончиками платков, одна из старух — высокая и черноглазая, со следами строгой иконописной красоты на увядшем лице — протяжно говорила, когда Григорий подходил к крыльцу:

— Милые вы мои! До чего же вы хорошо да жалостно поёте! И, небось, у каждого из вас мать есть, и, небось, как вспомнит про сына, что он на войне гибнет, так слезьми и обольётся... — Блеснув на поздоровавшегося Григория жёлтыми белками, она вдруг злобно сказала: — И таких цветков ты, ваше благородие, на смерть водишь? На войне губишь?

— Нас самих, бабушка, губят, — хмуро ответил Григорий.

Казаки, смущённые приходом незнакомого офицера, проворно поднялись, отодвигая ногами стоявшие на ступеньках тарелки с остатками пищи, оправляя гимнастёрки, винтовочные погоны, портупеи.

1. Назовите литературное направление, принципы которого нашли своё вопло-щение в «Тихом Доне».

2. В романе нет эпизодов:

А. Первой мировой войны. Б. Гражданской войны

В. Великой Отечественной войны Г. мирной жизни хутора

3. Какое произведение Льва Толстого послужило для М.А. Шолохова образцом для создания романа "Тихий Дон"?

4. Укажите фамилию Григория — главного героя «Тихого Дона».

5. Большинство героев произведений М.А Шолохова принадлежат к одному сословию. Укажите, к какому именно:

А. купечеству Б. казачеству В. крестьянству Г. дворянству

6. Почему «Тихий Дон» относят к жанру эпопеи?

А. Это произведение, как и «Война и мир», состоит из четырёх томов

Б. В произведении отражена судьба народа в переломную историческую эпоху

В. Шолохов изобразил в своём романе русский национальный характер

Г. В «Тихом Доне» очень много героев

7. Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности («одна из старух – высокая и черноглазая, со следами строгой иконописной красоты на увядшем лице – протяжно говорила…»)?

8. Как называются слова и выражения, отступающие от норм литературного языка («запеснячивают», «могём» и т. п.)?

9. В начале приведённого фрагмента Григорий и Прохор общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

10. Как характеризует Григория его поведение во время пения казаков? (дайте связный ответ в объёме 3-5 предложений)

11. Какой взгляд на Гражданскую войну выражен в реплике одной из старух? Как он соотносится с точкой зрения автора? (дайте связный ответ в 3-5 предложений)

12. Почему роман о трагической судьбе донского казачества М. А. Шолохов называет подчеркнуто «мирно» — «Тихий Дон»? (дайте связный ответ в объёме 3-5 предложений)

Показать ответ
Ответ:
5Августина5
5Августина5
14.02.2022 22:48
Жил один крестьянин. И был у него сын. По имени Иван. И все звали этого сына - Иван-крестьянский сын. Потому, что он был сыном крестьянина. Который назвал его Иваном. Крестьяне, они вообще, часто называли своих сыновей Иванами. Дочерей гораздо реже. Но у этого крестьянина дочери не было. А может и была. О том не ведаю. Но всё равно он назвал Иваном сына. Так у крестьян принято было. Иванами сыновей называть. А этого Ивана все не просто Иваном, а Иваном-крестьянским сыном звали. Отец потому что крестьянин у него был. То есть никто конечно точно не знал. Может и молодец какой заезжий постарался. Но все полагали, что всё же крестьянин. А то бы он сына Иваном не назвал. Какое имя позабористее придумал бы. Хотя он может и сам не знал. Думал, что уж этот-то точно его сын. Может похож был, не знаю. Так что назвал всё же Иваном. Как мать его называла, того не знает никто. Все остальные-то его Иван-крестьянский сын звали. Тоже, видно думали, что он сын крестьянина. А что мать его думала, она никому не говорила. Может и говорить было нечего. А может, и наоборот, было. Но всё равно молчала. Зовут сына: "Эй, Иван-крестьянский сын! " А она молчит. Улыбается только. Хотя может ей просто имя это нравилось. Хотя могло бы и поднадоесть. Крестьяне-то часто сыновей Иванами называли. Дочерей по-разному, а сыновей так. Хотя и неудобно бывало. Зато не забудешь. Хотя мать-то конечно, и так не забудет. Если будет, что вспомнить. Но если и помнит чего, молчит, улыбается.
Так и жили.
0,0(0 оценок)
Ответ:
Lena121618
Lena121618
02.07.2021 04:38
Журнал печорина (в него входят «тамань» , «княжна мери» , «фаталист» ) раскрывает трагедию человека одаренного, активного, но обреченного на вынужденную бездеятельность. в своем дневнике герой честен, может быть, поэтому он вызывает к себе сочувствие и сострадание. первая запись — повесть «тамань» . печорин повествует о происшедшем с ним событии в «скверном городишке» тамани. чередуются повествование о действиях героя и его размышления, но большую часть рассказа все еще занимает описание действия. из этой новеллы мы узнаем, что печорину вовсе не безразлична жизнь людей, он любит природу, любуется ею. сюжет «тамани» острый, развивающийся быстро, с элементами загадочности и таинственности. загадочность — один из приемов композиции, в целом направленный на более углубленное раскрытие образа печорина. рисуя контрабандистов, автор записок высказывает свои личные взгляды, симпатии, склонности. раскрыть переживания героя, его душевное состояние, отношение к происходящему также пейзаж, являющийся не только реалистическим фоном действия, но и участвующий в его развитии. герой тонко чувствует красоту природы, она для него источник радости, наслаждения и утешения. если в повестях «тамань» и «бэла» печорин выступает в окружении простых людей, то в «княжне мери» он показан в типичной дворянской среде «водяного общества» . здесь мы узнаем о переживаниях, объясняющих действия печорина . « души» главного героя раскрывается с психологического анализа. если в «тамани» печорин находил мягкие, лирические, красивые слова для описания портретов и событий, то, показывая представителей «водяной знати» , он говорит словами грубыми, даже вульгарными, что совсем ему несвойственно. в обрисовке лиц большое место занимает портретная характеристика. свое отношение к изображенным персонажам автор дневника подчеркивает подбором эпитетов и глаголов, состояние или раскрывающих отдельные черты персонажа. например, печорин так описывает драгунского капитана: «он пожелтел, посинел» . у второго секунданта грушницкого он отмечает «пискливый голос» . речь драгунского капитана характеризует его как человека малокультурного и пошлого. существенно во внешней характеристике персонажей и описание одежды. особенности грушницкого в манере одеваться подчеркиваются дважды. об отсутствии вкуса у юнкера свидетельствуют эпитеты: «двойной лорнет» , «черный огромный платок» . от грушницкого не пахнет розовой , а «несет» . в «фаталисте» полностью раскрывается душа печорина . поступки, описанные в этой повести, ничего нового в характере героя не выявляют. поведение его доказывает, что жизнь свою он не считает главной ценностью. но много нового мы узнаем из размышлений печорина о силе предопределения, о цели его жизни. здесь дается объяснение, почему герой смотрит «на страдания и радости других только в отношении к себе» . из предисловия к « журналу печорина » мы узнаем о его дальнейшей судьбе и о его смерти. действие «героя нашего времени» перенесено на кавказ, что освобождает автора от необходимости рассказывать полностью биографию печорина и выяснять причины, заставившие его сюда попасть. но из черновых рукописей романа известно, что печорин был сослан.
0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Литература
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота