М. М. Пришвин «Кладовая солнца»
1. Жанр произведения:
а) рассказ; б) повесть; в) сказка; г) сказка-быль.
2. Действие произведения происходит:
а) до Великой Отечественной войны; в) после войны;
б) во время Великой Отечественной войны; г) в наши дни.
3. Учителя в школе, улыбаясь, называли Митрашу:
а) «мужичок в мешочке»; б) «мальчик с пальчик»;
в) «золотая веснушка»; г) «носик-курносик».
4. По весне дети стали собираться в лес:
а) на охоту; б) за грибами;
в) за сладкой клюквой; г) за подснежниками.
5. По словам отца Митраши и Насти, в лесу самый надёжный это: а) верный друг; б) ружьё; в) пёс; г) компас.
6. В чём смысл истории сосны и ели?
а) Это элемент сказки, объясняющий стон и вой, раздающийся в ветреную погоду;
б) Это рассказ о возникновении дикого леса близ Блудова болота;
в) Это предыстория конфликта между Митрашей и Настей.
7. В предложении: «…могучие стволы соснового бора стали как зажжённые свечи великого храма природы» – автор использует:
а) метафору; б) сравнение; в) антитезу; г) гиперболу.
8. Во фразах: «Собака… выла от тоски по человеку, а волк от неизбывной злобы к нему», «они впивались сухими сучьями в живые стволы…» – используется:
а) метафора; б) сравнение; в) олицетворение; г) антитеза.
9. Травка, собака Антипыча, не могла выносить:
а) стона деревьев; б) раскатов грома;
в) воя волков; г) сильных порывов ветра.
10. Собирая клюкву, Настя испугалась:
а) быка; б) лося; в) собаки; г) змеи.
11. Кто вытащил Митрашу из болота и ему жизнь:
а) Настя; б) собака Травка; в) односельчане;
г) ему самому удалось вылезти и Человеческая правда, которую Антипыч «перешепнул» Травке, - это правда:
а) принципа «Один за всех и все за одного»;
б) вековечной суровой борьбы людей за любовь;
в) слов «Мы с тобой одной крови: ты и я».
13. Выберите из перечисленных ниже значений то, которое наиболее точно подходит для объяснения названия произведения «Кладовая солнца»:
а) болото с залежами торфа; б) деревья, цветы, живые существа;
в) золото, драгоценные камни; г) доброе, любящее сердце человека.
14. Название произведения означает, что речь в нём идёт о:
а) богатых залежах торфа на болоте; б) душевном богатстве людей;
в) богатом растительном и животном мире лесов.
15. В произведении описываются события:
а) времён первой мировой войны;
б) периода Великой Отечественной войны; в) наших дней.
16. Тема произведения:
а) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе;
б) взаимоотношения между людьми;
в) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей.
17. Повествование в произведении ведётся от лица:
а) Митраши и Насти; б) геологов; в) жителей деревни.
18. Рассказчики считают, что в дружбе Насти и Митраши было:
а) прекрасное равенство;
б) бесспорное первенство сестры;
в) преимущество брата.
19. Елань (топкое место в болоте) называлась Слепою, так как:
а) люди, попав в неё, теряли зрение;
б) здесь росли цветы, которые народ именовал «куриной слепотой»;
в) внешне она никак не отличалась от остального болота.
20. Закон жизни в лесу, отвергнутый Травкой, требовал от диких зверей жить: а) для других; б) для себя; в) для природы.
21. Травка не могла выносить плач сплетённых навеки деревьев, потому что:
а) они напоминали ей о её собственном горе;
б) собаке было страшно слышать этот вой;
в) ей было их жалко.
22. Рассказ о тетереве – косаче («Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрного грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост».) представляет собой:
а) описание; б) повествование; в) рассуждение.
23. В предложении: «Земля под ногой стала как гамак, подвешенный над бездной» - используется: а) антитеза; б) сравнение; в) гипербола.
24. Сколько лет Митраше?
а) Десять с хвостиком; б) Девять с хвостиком; в) Восемь с хвостиком.
25. Митраша младше сестры а) на 2 года; б) на 3 года; в) на 1 год.
26. Митраша и Настя отправились за клюквой
а) осенью; б) весной; в) летом.
27. Настя всю свою клюкву
а) отдала детям; б) выбросила; в) заготовила впрок
рассказ "переполох" - это произведение, где антон павлович чехов блистательно продолжает тему "маленького человека", открытую его великим предшественником николаем васильевичем гоголем.
, как всегда у чехова, проста и незамысловата.
молоденькая гувернантка машенька павелецкая, вернувшись в дом своих хозяев, убеждается, что в её комнате производился обыск. у хозяйки - федосьи васильевны, пропала дорогое украшение и под подозрением в краже находится вся прислуга.
нет у федосьи васильевны ни малейших сомнений в том, что все её действия достойны и приличны - как же - она ищет вора.
машенька принимает решение покинуть дом своих хозяев, не находя в себе сил продолжать жить там с клеймом воровки.
но тут николай сергеевич признаётся машеньке, что украшение взял он. казалось бы, человек искренне извиняется за причинённое оскорбление, но, извиняясь, николай сергеевич уже давно простил себя за всё. и дом, и драгоценности - это его собственность, потому он всего лишь взял своё.
не забывает николай сергеевич машеньку, что ни при каких обстоятельствах в краже не признается.
он совершенно искренне пытается удержать машеньку от ухода, недоумевая, неужели такой пустяк, как плевок в душу, может подвигнуть человека на столь решительный поступок.
и мы испытываем не меньшее омерзение по отношению к мягкому и нерешительному николаю сергеевичу, как и к его самодовольной и хамоватой .
чехов не трибун и не обличитель, пригвождать к позорному столбу - не его функция. он рассказал маленькую житейскую и, как всегда, право сделать выводы предоставил читателю.