1. В стихотворение четыре части. Как связаны они между собой? Попробуйте озаглавить их, но так, чтобы ваше название (это может быть строчка из стихотворения) определяло основной смысл каждой части. Например, первую часть можно озаглавить "Славная очень". Как строчку выберете вы? 2.Почему Некрасов открывает стихотворение описанием "славной осени"? Ведь можно было сразу начать с рассказа о "царе-голоде". Назовите художественные средства, которые использует поэт для создания картины "славной осени". Каким чувствами проникнута эта картина? 3.Перечитайте строки: ...Всюду любимую Русь узнаю... Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою... Найдите в приведённых строках повторяющийся гласный звук. Чего достигает поэт таким повторением? 4.Чем можно объяснить желание поэта не рассказать Ване о труде строителей, а показать картины каторжного труда? Какую роль в этих картинах играют тени умерших и песня мертвецов? 5.Сравните слова из песни мертвецов: "В ночь эту лунную /Любо нам видеть свой труд! "- и : "Мы надрывались под зноем, под холодом, / С вечно согнутой спиной. / Жили в землянках, боролись с голодом, / Мерзли и мокли, болели цингой. Сформулируйте вывод о двух сторонах народного труда, вытекающий из указанного сопоставления. Чем Некрасов объясняет противоречие в чувствах строителей железной дороги 6.что даёт основание автору верить в будущее русского народа? Как вы понимаете строки: "Вынесет всё - и широкую, ясную / Грудью дорогу проложит себе"? Почему за этими строками, полными веры в будущее, следуют другие: "Жаль только - жить в эту пору прекрасную / Уж не придётся - ни мне, ни тебе"? 7.В стихотворение выражены два взгляда на народ - генерала и поэта. В чём существо данных взглядов? А теперь, может быть, вы сумеете объяснить объяснить смысл и значение эпиграфа к стихотворению.
Лермонтовский роман — произведение, рожденное после декабристской эпохи. Попытка «ста прапорщиков» изменить общественный строй в России обернулась для них трагедией. В «Герое нашего времени» получили преломление напряженные раздумья писателя об общих закономерностях развития человечества и об исторических судьбах России. В романе, как и в стихотворении «Дума», внимание Лермонтова сосредоточено на современной автору эпохе.
В образе Печорина Лермонтов воплотил типичные черты, присущие молодому поколению того времени. По словам самого автора, «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».
Образом своего главного героя автор остро ставил вопрос о судьбе незаурядной человеческой личности в эпоху безвременья, о безысходности положения в то время лучших молодых людей из дворянства.
Принадлежность к высшему кругу дворянского общества обусловила разобщенность с народом, полный отрыв от жизни народной. Неумение сблизиться с людьми других кругов общества привело Печорина сначала к одиночеству, а затем породило в нем индивидуализм и эгоизм. Ставя вопрос о трагичности судьбы незаурядных людей и о невозможности найти для них применение своим силам в условиях России 30-х годов, Лермонтов в то же время показал пагубность замыкания «в гордом одиночестве» (Белинский). В общественно-политических условиях 30-х годов XIX века богатые силы Печорива не могли найти себе применения. Он растрачивается на мелкие похождения. В дневнике записывает: «Зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение великое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…»
Печорин — натура богато одаренная. Он рвется к действию, постоянно чувствуя необходимость найти сферу приложения своим силам. В повести «Княжна Мери» Печорин, не находя иного выхода для своей жажды деятельности, играет судьбами людей, но это не приносит ему ни радости, ни счастья. Всюду, где появляется Печорин, он приносит людям горе: покидают свой дом контрабандисты, убит Грушницкий, нанесена глубокая душевная рана княжне Мери, не знает счастья Вера, умирает Бэла, разочаровывается в дружбе Максим Максимыч. «Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил…»
2.Почему Некрасов открывает стихотворение описанием "славной осени"? Ведь можно было сразу начать с рассказа о "царе-голоде". Назовите художественные средства, которые использует поэт для создания картины "славной осени". Каким чувствами проникнута эта картина?
3.Перечитайте строки: ...Всюду любимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...
Найдите в приведённых строках повторяющийся гласный звук. Чего достигает поэт таким повторением?
4.Чем можно объяснить желание поэта не рассказать Ване о труде строителей, а показать картины каторжного труда? Какую роль в этих картинах играют тени умерших и песня мертвецов?
5.Сравните слова из песни мертвецов: "В ночь эту лунную /Любо нам видеть свой труд! "- и : "Мы надрывались под зноем, под холодом, / С вечно согнутой спиной. / Жили в землянках, боролись с голодом, / Мерзли и мокли, болели цингой. Сформулируйте вывод о двух сторонах народного труда, вытекающий из указанного сопоставления. Чем Некрасов объясняет противоречие в чувствах строителей железной дороги
6.что даёт основание автору верить в будущее русского народа? Как вы понимаете строки: "Вынесет всё - и широкую, ясную / Грудью дорогу проложит себе"? Почему за этими строками, полными веры в будущее, следуют другие: "Жаль только - жить в эту пору прекрасную / Уж не придётся - ни мне, ни тебе"?
7.В стихотворение выражены два взгляда на народ - генерала и поэта. В чём существо данных взглядов? А теперь, может быть, вы сумеете объяснить объяснить смысл и значение эпиграфа к стихотворению.
Лермонтовский роман — произведение, рожденное после декабристской эпохи. Попытка «ста прапорщиков» изменить общественный строй в России обернулась для них трагедией. В «Герое нашего времени» получили преломление напряженные раздумья писателя об общих закономерностях развития человечества и об исторических судьбах России. В романе, как и в стихотворении «Дума», внимание Лермонтова сосредоточено на современной автору эпохе.
В образе Печорина Лермонтов воплотил типичные черты, присущие молодому поколению того времени. По словам самого автора, «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».
Образом своего главного героя автор остро ставил вопрос о судьбе незаурядной человеческой личности в эпоху безвременья, о безысходности положения в то время лучших молодых людей из дворянства.
Принадлежность к высшему кругу дворянского общества обусловила разобщенность с народом, полный отрыв от жизни народной. Неумение сблизиться с людьми других кругов общества привело Печорина сначала к одиночеству, а затем породило в нем индивидуализм и эгоизм. Ставя вопрос о трагичности судьбы незаурядных людей и о невозможности найти для них применение своим силам в условиях России 30-х годов, Лермонтов в то же время показал пагубность замыкания «в гордом одиночестве» (Белинский). В общественно-политических условиях 30-х годов XIX века богатые силы Печорива не могли найти себе применения. Он растрачивается на мелкие похождения. В дневнике записывает: «Зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение великое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…»
Печорин — натура богато одаренная. Он рвется к действию, постоянно чувствуя необходимость найти сферу приложения своим силам. В повести «Княжна Мери» Печорин, не находя иного выхода для своей жажды деятельности, играет судьбами людей, но это не приносит ему ни радости, ни счастья. Всюду, где появляется Печорин, он приносит людям горе: покидают свой дом контрабандисты, убит Грушницкий, нанесена глубокая душевная рана княжне Мери, не знает счастья Вера, умирает Бэла, разочаровывается в дружбе Максим Максимыч. «Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил…»