Тема моей работы «Образ кавказского пленника в русской литературе» . Для исследования я выбрала три произведения: поэму А. Пушкина «Кавказский пленник» , рассказ Л. Толстого «Кавказский пленник» , рассказ В. Маканина «Кавказский пленный» . К этой теме я решила обратиться после прочтения рассказа Маканина «Кавказский пленный» . Я вспомнила, что мы читали рассказ «Кавказский пленник» Толстого, и у Пушкина есть поэма с таким названием. Тема Кавказа актуальна и в наши дни. И мы решили выяснить, как в произведениях Пушкина, Толстого и Маканина трактуется образ кавказского пленника.
Тема предопределила цели работы: 1. провести анализ текстов художественных произведений 2. сопоставить и приёмы изображения главного героя 3. выделить отличительные черты кавказского пленника в каждом из рассмотренных произведений.
Все события, случившиеся с героями произведений, выбранных нами для исследования, происходят на Кавказе. Это не трудно определить по названиям рассказов. Кавказ привлекает авторов своей экзотичностью, красотой. Непростыми были отношения России с Кавказом на протяжении XIX – XX веков. Лев Толстой сам служил на Кавказе, материалом для рассказа послужили события из жизни писателя и истории, услышанные им на службе. Пушкин также был на Кавказе, там он и начал свою поэму вдохновлённый красотой Кавказа и рассказами горцев. Маканин пишет о реальных событиях 90-х в Чечне. Рассказ Маканина – полемика с традициями классической литературы, это проявилось в названии произведения. В истории русской литературы есть такие факты, когда писатели разных эпох, направлений, эстетических позиций обращаются к одним и тем же названиям своих произведений, например: «Кавказский пленник» А. Пушкина и «Кавказский пленник» Л. Толстого, «Кавказский пленный» В. Маканина. В XIX веке Кавказ был эмблематическим пространством свободы, ничем не ограниченного духовного движения в противовес скованному условностями миру «цивилизации» . Мы заметили, что в прозе Толстого Кавказ стал обрастать деталями быта, подробностями взаимоотношений, мелочами повседневности. Неизменной составляющей Кавказской темы является горный пейзаж: «Пред ним пустынные равнины лежат зелёной пеленой; Там холмов тянутся грядой однообразные вершины.. . » - писал Пушкин «Кавказский пленник» романтическая поэма Пушкина, написанная во время южной ссылки. Автор поставил перед собой цель воспроизвести характер молодого человека своего времени, неудовлетворенного действительностью и охваченного жаждой свободы. В романтической поэме эпическая линия (Кавказ, экзотическая жизнь горцев, приход русских завоевателей) переплетается с лирической (любовь пленного русского и черкешенки) . Впервые Пушкин изображает романтического героя-современника. Автор не указывает ни имени героя, ни его но немного о герое мы можем узнать по намёкам и недосказаниям. Герой поэмы жестоко разочарован. Он отправился на Кавказ — край сильных и свободолюбивых людей — обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа, а попал в плен.
Владимир Владимирович Маяковский родился 7 (19) июля в селе Багдади около Кутаиси. Отец его был лесничим и потомственным дворянином. С 1902 года Владимир Владимирович учился в Кутаисской гимназии. Однако, вскоре его отец умер и всей семье в 1906 году пришлось переехать в Москву. В Москве Маяковский продолжил обучение, но так и не окончил своё обучение в связи с проблемами с законом: Маяковского несколько раз арестовывали. Именно в этот период Маяковский пробует свои силы в творчестве, к сожалению, стихи того периода не дошли до наших дней. Муза Маяковского В творчестве Маяковского всегда просматривается лирика. В ранние годы были написаны стихи, которые были обращены к той, что стала Музой поэта на всю жизнь – Лиле Брик. Её роман с Маяковским начался в 1913, после чего В. Маяковский пишет для Лили поэму «Люблю». Почти вся лирика Маяковского посвящена ей одной – женщине его жизни. Однако их долгие и насыщенные отношения закончились ничем. После Маяковский влюбился в Татьяну Яковлеву, но этот роман закончился женитьбой Яковлевой на французском виконте. Творчество Маяковского Маяковский принадлежит к литературе серебряного века, а именно к течению футуристов. Среди его дореволюционных произведений, такие произведения, как «Облако в штанах», «Лиличка», «Нате», «Послушайте!» и другие. К послеоктябрьскому периоду относятся «150 000 000», «Ода революции», «Радоваться рано», «Владимир Ильич» и другие. Отличительной чертой творений Маяковского является связь с революционными идеями Маркса, Энгельса и Ленина – основателей научного коммунизма. Конец жизненного пути великого поэта был трагичным. Утром 14 апреля 1930 года он застрелился, оставив предсмертную записку. Владимир Владимирович ушёл из жизни в 36 лет. Урна с прахом Маяковского покоится на Новодевичьем кладбище.
Тема предопределила цели работы:
1. провести анализ текстов художественных произведений
2. сопоставить и приёмы изображения главного героя
3. выделить отличительные черты кавказского пленника в каждом из рассмотренных произведений.
Все события, случившиеся с героями произведений, выбранных нами для исследования, происходят на Кавказе. Это не трудно определить по названиям рассказов. Кавказ привлекает авторов своей экзотичностью, красотой. Непростыми были отношения России с Кавказом на протяжении XIX – XX веков. Лев Толстой сам служил на Кавказе, материалом для рассказа послужили события из жизни писателя и истории, услышанные им на службе. Пушкин также был на Кавказе, там он и начал свою поэму вдохновлённый красотой Кавказа и рассказами горцев. Маканин пишет о реальных событиях 90-х в Чечне. Рассказ Маканина – полемика с традициями классической литературы, это проявилось в названии произведения.
В истории русской литературы есть такие факты, когда писатели разных эпох, направлений, эстетических позиций обращаются к одним и тем же названиям своих произведений, например: «Кавказский пленник» А. Пушкина и «Кавказский пленник» Л. Толстого, «Кавказский пленный» В. Маканина.
В XIX веке Кавказ был эмблематическим пространством свободы, ничем не ограниченного духовного движения в противовес скованному условностями миру «цивилизации» . Мы заметили, что в прозе Толстого Кавказ стал обрастать деталями быта, подробностями взаимоотношений, мелочами повседневности. Неизменной составляющей Кавказской темы является горный пейзаж: «Пред ним пустынные равнины лежат зелёной пеленой; Там холмов тянутся грядой однообразные вершины.. . » - писал Пушкин
«Кавказский пленник» романтическая поэма Пушкина, написанная во время южной ссылки. Автор поставил перед собой цель воспроизвести характер молодого человека своего времени, неудовлетворенного действительностью и охваченного жаждой свободы. В романтической поэме эпическая линия (Кавказ, экзотическая жизнь горцев, приход русских завоевателей) переплетается с лирической (любовь пленного русского и черкешенки) . Впервые Пушкин изображает романтического героя-современника. Автор не указывает ни имени героя, ни его но немного о герое мы можем узнать по намёкам и недосказаниям. Герой поэмы жестоко разочарован. Он отправился на Кавказ — край сильных и свободолюбивых людей — обрести такую желанную и необходимую ему свободу духа, а попал в плен.
Муза Маяковского
В творчестве Маяковского всегда просматривается лирика. В ранние годы были написаны стихи, которые были обращены к той, что стала Музой поэта на всю жизнь – Лиле Брик. Её роман с Маяковским начался в 1913, после чего В. Маяковский пишет для Лили поэму «Люблю». Почти вся лирика Маяковского посвящена ей одной – женщине его жизни. Однако их долгие и насыщенные отношения закончились ничем. После Маяковский влюбился в Татьяну Яковлеву, но этот роман закончился женитьбой Яковлевой на французском виконте.
Творчество Маяковского
Маяковский принадлежит к литературе серебряного века, а именно к течению футуристов. Среди его дореволюционных произведений, такие произведения, как «Облако в штанах», «Лиличка», «Нате», «Послушайте!» и другие. К послеоктябрьскому периоду относятся «150 000 000», «Ода революции», «Радоваться рано», «Владимир Ильич» и другие. Отличительной чертой творений Маяковского является связь с революционными идеями Маркса, Энгельса и Ленина – основателей научного коммунизма.
Конец жизненного пути великого поэта был трагичным. Утром 14 апреля 1930 года он застрелился, оставив предсмертную записку. Владимир Владимирович ушёл из жизни в 36 лет. Урна с прахом Маяковского покоится на Новодевичьем кладбище.