Афанасий Фет написал много стихов и романсов о любви. "На качелях"-одно из лирических, нежныХ СТИХОТВОРЕНИЙ. Поэт с любимой катается на качелях, стоя на шаткой доске и взлетая вверх-вниз. Находять на самом верху, они замирают от страха высоты, но вместе с тем, чем выше, тем восхитительнее замитает сердцеот высоты полёта, откуда видна макушка леса! Захватывает дух, потому что ты ближе к небесам. Но в последней строфе Фет проводит философскую параллель, сравнение: взлёты и падения на качелях--это та же настоящая жизнь, и именно в этом, утверждает поэт, и заключается жизненное счастье. Написано 28 марта 1890 года
Все становятся в круг, водят вокруг костра хороводы, а женщины поют: Ты прощай, прощай, наша масленица Ты прощай, прощай, наша широкая. Ты не в среду пришла и не в пятницу, Ты пришла в воскресенье, всю неделюшку веселье. Ты пришла с добром, с хмельным пивом и вином. Со блинами, пирогами, да со оладьями. Блины масленые, шаньги мазаные. Мы катаемся с горы от зари и до зари. А сегодня, в воскресенье, наше кончилось веселье. Прощай, прощай, наша масленица! В круг входит баянист, и все желающие танцуют и поют русские частушки. Хозяйка приглашает всех на блины: Ах, ты, Домнушка, красно солнышко. Вставай с печи, Гляди в печь: не пора ли блины печь. Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели. Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои! На поднос блины кладите да к порогу подносите! Хозяйка угощает всех блинами. Как на масленой неделе со стола блины летели, И сыр, и творог — все летело за порог! Как на масленой неделе из печи блины летели. Весело было нам, весело было нам масленица, кончилось гулянье, идем теперь на отдыханье. Дорогая наша масленица! Мы тобою хвалимся, на горах катаемся, блинами объедаемся! С этого момента все участники представления проводят каждый порученную ему игру. Воевода приглашает детей кататься на санях. Стрельцы организуют катанье с горы. Скоморохи и ряженые проводят игры. По окончании игр и катаний воевода благодарит всех, кто пришел на праздник, а женщины поют последнюю песню: Прощай масленица-вертушка, настает великий пост, Дома ужинать садятся, подают от редьки хвост! Как на масленой неделе в потолок блины летели! Уж ты маслена, обманщица, ты сказала: «семь недель», А остался один день! Прощай, масленица-ерзовка! Оставила нас— на кислый квас, на постные щи, На холодные харчи!
Но в последней строфе Фет проводит философскую параллель, сравнение: взлёты и падения на качелях--это та же настоящая жизнь, и именно в этом, утверждает поэт, и заключается жизненное счастье.
Написано 28 марта 1890 года