Мещанин во дворянстве"
1. В чём особенность жанра «комедия - балет»? 2. Что такое « тщеславие»? 3. Почему именно этот порок высмеивает автор? 4. В каких ещё произведениях тщеславие лежит в основе конфликта? 5. Какие сословия показаны в комедии? 6. Что становится объектом сатирического изображения? 7. Какими характеризуется главный герой? 8. Можно ли поощрить желание Журдена учиться? Зачем он учится и учится ли вообще? 9. Почему Журден оказывается в комических ситуациях? 10. Только ли смешон этот персонаж? 11. Каковы для Журдена последствия его стремления стать дворянином? 12. Найдите в данной комедии черты классицизма. 13. Сравните комедию «Мещанин во дворянстве» с комедией Д.И. Фонвизина «Недоросль». В чём сходство и в чём различие мольеровских и фонвизинских учителей?
Пристанище мудрых, науки приют,
Мы песни твои с колыбели твердим,
Ты слышишь, Отрар, то не ветры поют,
То Азия плачет над пеплом твоим.
М.Шаханов «Отрарская поэма о побежденном победителе или просчет Чингисхана».
Образование монгольской империи в начале 13-го столетия повлияло на весь ход развития и судьбы народов, населявших Центральную Азию. Оно коренным образом нарушило сложившиеся в этом регионе отношения и взаимосвязи населявших его племен и народов.
В 1218-1219 гг. монголы завоевали территорию соседних стран: земли Енисейских киргизов и бурят, государство Тангутов. Разгромив ослабленную от бесконечных войн Циньскую империю, заняли север Китая. После захвата Восточного Туркестана и Семиречья был открыт путь в Среднюю Азию, Закавказье и Европу, через юг Казахстана.
Поводом для вторжения послужила гибель в Отраре в 1218 году торгового каравана, посланного Чингисханом. Купцы были убиты по приказу наместника Хорезм-шаха в Отраре, Каир-хана, заподозрившего их в шпионаже из-за сбора информации военного характера.
Поход 150-тысячного войска Чингисхана начался в сентябре 1219 года. Огромное войско, поднимая столбы пыли до самого горизонта, двигалось по маршруту Великого Шелкового пути на запад, сея смерть и разрушения. Всюду, где проходили орды врага, оставались руины разрушенных городов, опустошенные селения. Беспорядочно, то тут, то там, валялись трупы людей и животных. Вороны беспрепятственно клевали их на пепелищах. Немногие аулы только тем, что успели уйти высоко в горы, куда не смогла подняться конница врага. Основную массу населения постигла страшная судьба. Не убивали только сумасшедших — их, отмеченных Богом, нельзя было трогать по древней монгольской традиции.
Название произведения: И скучно, и грустно...
Автор: М. Лермонтов
Дата создания: 1840 год
Род: лирика
Вид: философская
Тема: рассказ о душевных переживаниях лирического героя об одиночестве и собственных желаниях.
Идея: в жизни каждого человека должны быть цели, чтобы она казалась более полноценной.
Художественные средства:
Ритор. вопросы: Любить - но кого же? В себя ли заглянешь? ЧТо страсти?
Риторические восклицания: А годы проходят - все лучшие годы! Жизнь...такая пустая и глупая шутка!
Эпитеты: лучшие годы, глупая шутка, пустая штука, сладкий недуг, холодное внимание.
Метафора: пустая и глупая шутка.
Стихотворный размер: амфибрахий.
Рифмовка: абаб (перекрестная)⇒ недуг - рассудка - вокруг - шутка.