Повесть Николая Васильевича Гоголя «Заколдованное место» — это рассказ дьячка о случае из своей жизни. Она написана удивительно живо и интересно. С каждой строчкой чтение этой повести всё больше и больше захватывает. Даже сам дьячок, неохотно начавший рассказ, так увлёкся своим повествованием, что упрекнул слушателей в невнимательности: «Что в самом деле!.. Слушать так слушать!» Главным героем повести является дед дьячка. Его образ — очень яркий и запоминающийся. Рассказывая нам историю, которая произошла с дедом, дьячок пытается передать нам все подробности, и от этого повествование становится более достоверным. Нельзя не заметить то, с каким юмором ведёт дьячок свой рассказ. Он называет деда «старым хреном», смеётся над тем, как дед танцевал, как пытался найти клад, как мать вылила на него Дед же, в свою очередь, называл внуков «собачьими детьми», бранил их. Но мы чувствуем, что герои по-настоящему любят и ценят друг друга. По словам дьячка, больше всего дед любил слушать рассказы проезжающих мимо чумаков: «А деду это всё равно что голодному галушки». И мы понимаем, что и сам герой был весёлым, интересным человеком, не зря дьячок говорит: «Бывало, вздумает…» Но лучше всего понять характер деда описание поиска клада. Его речь и мысли полны необычных выражений: «Экая мерзостная рожа!», «Ну, хлопцы, будет вам теперь на бублики!». Гоголь не случайно дал повести такое название — «Заколдованное место». Ведь в произведении сочетаются два мира: реальный и фантастический. Всё фантастическое связано с могилкой, кладом и дьявольской силой. Реальный мир — это быт. Изображая обычную жизнь людей, Гоголь употребляет украинские слова, например «чумаки», «курень». Интересно описание уклада жизни героев, того, как дед выращивает арбузы, «прикрывает их лопухом», копает «новую грядку для поздних тыкв». Или о том, как он определяет погоду: «„Быть завтра большому ветру!“ — подумал дед». Гоголь любуется картинами этой народной жизни, созидательным трудом своих героев. Вся повесть написана очень ярко и красочно. Иногда кажется, что сам находишься среди слушателей дьячка, ведь повествование прерывается его комментариями. Из речи рассказчика становится ясно, что сам он уже постарел. Но дьячок, как и дед, в душе остаётся таким же молодым, интересным и необычным человеком. В конце повести дьячок рассказывает, что вместо клада дед принёс «сор, дрязг…». После этого герой стал верить только в Христа, а «…то проклятое место, где не вытанцовывалось, загородил плетнём, велел кидать всё, что ни есть непотребного…». Можно сказать, что этими строками автор подшучивает над дедом. Ведь в этой повести Гоголь говорит о том, что добро можно нажить только своим трудом. Кроме того, на примере деда он учит нас верить в светлое, чистое: «Так вот как Морочит нечистая сила человека!»
В молодости Лукерья была первой красавицей, заводилой, певуньей, плясуньей. "Я Лукерья... Помните, что хороводы у матушки у вашей в водила... помните, я еще запевалой была?" Она тонко чувствовала красоту природы, пенье соловья приводило ее в восторг: "Вот раз ночью... уж и до зари недалеко... а мне не спится: соловей в саду таково удивительно поет сладко!.. Не вытерпела я, встала и вышла на крыльцо его послушать." Рассказ о своем увечьи она вела просто, без страдальческих интонаций: "Изумляло меня собственно то, что она рассказ свой вела почти весело, без охов и вздохов, нисколько не жалуясь и не напрашиваясь на участие." Лукерья спокойно принимает свою судьбу и с пониманием относится к предательству своего любимого Василия:" И какая уж я ему могла быть подруга? А жену он нашел себе хорошую, добрую, и детки у них есть." Даже в своем теперешнем положении Лукерья сохранила чувство благодарности к людям: "Ну, девочка тут есть, сиротка; нет, нет — да и наведается ей." Лукерья по-прежнему любит природу, цветы: "...большая я до них охотница, до цветов-то. Садовых у нас нет, — были, да перевелись. Но ведь и полевые цветы хороши, пахнут еще лучше садовых. Вот хоть бы ландыш... на что приятнее!" Лукерья очень больна, но она находит в себе силы думать о тех, кому еще хуже, чем ей: "А у иного и пристанища нет! А иной — слепой или глухой!" Лукерья даже видит преимущества своего положения: "Хоть бы то взять: иной здоровый человек очень легко согрешить может; а от меня сам грех отошел". Для неё главное - ничем не согрешить, она сочувствует здоровым людям, потому что у них много соблазнов согрешить. Лукерья умеет находить радости даже в своей жизни тяжело больного одинокого человека: "...чую, что жива, дышу — и вся я тут. Смотрю, слушаю. Пчелы на пасеке жужжат да гудят; голубь на крышу сядет и заворкует; курочка-наседочка зайдет с цыплятами крошек поклевать; а то воробей залетит или бабочка — мне очень приятно. В поза году так даже ласточки вон там в углу гнездо себе свили и детей вывели. Уж как же оно было занятно!" Болезнь сделала Лукерью философом: "Сам себе человек Вы вот не поверите — а лежу я иногда так-то одна... и словно никого в целом свете, кроме меня, нету. Только одна я — живая!" Она никому не позволяет себя жалеть: "А вы меня не слишком жалейте, право! Я вам, например, что скажу: я иногда и теперь... Вы ведь помните, какая я была в свое время веселая? Бой-девка!.. так знаете что? Я и теперь песни пою." Находясь в тяжелом состоянии, будучи бедной и больной, Лукерья меньше всего думает о себе, ей близки беды ее односельчан: "Ничего мне не нужно; всем довольна, слава богу, — с величайшим усилием, но умиленно произнесла она. — Дай бог всем здоровья! А вот вам бы, барин, матушку вашу уговорить — крестьяне здешние бедные — хоть бы малость оброку с них она сбавила! Земли у них недостаточно, угодий нет... Они бы за вас богу А мне ничего не нужно — всем довольна."
А "обычные люди" в деревне считали, что Лукерья так была наказана за свои грехи. Им бы, здоровым и крепким, поучиться любви, терпению, снисходительности, стоицизму у этой удивительной женщины-страдалицы.
Она тонко чувствовала красоту природы, пенье соловья приводило ее в восторг: "Вот раз ночью... уж и до зари недалеко... а мне не спится: соловей в саду таково удивительно поет сладко!.. Не вытерпела я, встала и вышла на крыльцо его послушать."
Рассказ о своем увечьи она вела просто, без страдальческих интонаций: "Изумляло меня собственно то, что она рассказ свой вела почти весело, без охов и вздохов, нисколько не жалуясь и не напрашиваясь на участие."
Лукерья спокойно принимает свою судьбу и с пониманием относится к предательству своего любимого Василия:" И какая уж я ему могла быть подруга? А жену он нашел себе хорошую, добрую, и детки у них есть."
Даже в своем теперешнем положении Лукерья сохранила чувство благодарности к людям: "Ну, девочка тут есть, сиротка; нет, нет — да и наведается ей."
Лукерья по-прежнему любит природу, цветы: "...большая я до них охотница, до цветов-то. Садовых у нас нет, — были, да перевелись. Но ведь и полевые цветы хороши, пахнут еще лучше садовых. Вот хоть бы ландыш... на что приятнее!"
Лукерья очень больна, но она находит в себе силы думать о тех, кому еще хуже, чем ей: "А у иного и пристанища нет! А иной — слепой или глухой!"
Лукерья даже видит преимущества своего положения: "Хоть бы то взять: иной здоровый человек очень легко согрешить может; а от меня сам грех отошел". Для неё главное - ничем не согрешить, она сочувствует здоровым людям, потому что у них много соблазнов согрешить.
Лукерья умеет находить радости даже в своей жизни тяжело больного одинокого человека: "...чую, что жива, дышу — и вся я тут. Смотрю, слушаю. Пчелы на пасеке жужжат да гудят; голубь на крышу сядет и заворкует; курочка-наседочка зайдет с цыплятами крошек поклевать; а то воробей залетит или бабочка — мне очень приятно. В поза году так даже ласточки вон там в углу гнездо себе свили и детей вывели. Уж как же оно было занятно!"
Болезнь сделала Лукерью философом: "Сам себе человек Вы вот не поверите — а лежу я иногда так-то одна... и словно никого в целом свете, кроме меня, нету. Только одна я — живая!"
Она никому не позволяет себя жалеть: "А вы меня не слишком жалейте, право! Я вам, например, что скажу: я иногда и теперь... Вы ведь помните, какая я была в свое время веселая? Бой-девка!.. так знаете что? Я и теперь песни пою."
Находясь в тяжелом состоянии, будучи бедной и больной, Лукерья меньше всего думает о себе, ей близки беды ее односельчан: "Ничего мне не нужно; всем довольна, слава богу, — с величайшим усилием, но умиленно произнесла она. — Дай бог всем здоровья! А вот вам бы, барин, матушку вашу уговорить — крестьяне здешние бедные — хоть бы малость оброку с них она сбавила! Земли у них недостаточно, угодий нет... Они бы за вас богу А мне ничего не нужно — всем довольна."
А "обычные люди" в деревне считали, что Лукерья так была наказана за свои грехи. Им бы, здоровым и крепким, поучиться любви, терпению, снисходительности, стоицизму у этой удивительной женщины-страдалицы.