Мораль басни "Листы и Корни" заключается в том, что любой полезный труд имеет право на уважение и благодарность. К сожалению, высокомерные и неблагодарные люди нередко считают чужой труд менее важным и значимым, при этом преувеличивая свой собственный вклад в жизнь общества. Судя по всему, в своей басне Крылов имеет в виду крепостных крестьян (Корни), за счет которых живут дворяне и другие слои общества (Листы). По мнению В. Ф. Каневича, под корнями Крылов действительно подразумевает крепостных крестьян: "...нельзя не видеть, что под корнями, роющимися в земле, Крылов разумел крепостных крестьян..." (В. Ф. Каневич) По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем: "Всяк хорош на своем месте и заслуживает уважения тот, кто исполняет свое дело, и друг без друга мы обойтись не можем.<...> (..."Листы и корни"... "Пушки и Паруса")." (Д. И. Тихомиров, "Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа", Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.) Литератор И. Халтурин комментирует басню таким образом: "Труженики - основа жизни, по Крылову, корни, питающие ее. " (И. Халтурин, предисловие к книге "Басни. Крылов И. А." под ред. Благого Д. Д., Москва, 1944 г.) Авторы книги "И. А. Крылов и его басни" считают, что мораль басни состоит в следующем: "В басне "Листы и Корни" он [Крылов] указал на то, что всякие сословия нужны и полезны для государства, даже и те, которые стоят ниже всех и которых даже незаметно так, как не видно корней у дерева, и что сословия эти не должны враждовать между собой." ("И. А. Крылов и его басни", составитель Кирюков, СПб, ред. журн. "Досуг и дело", 1886 г.) И. В. Сергеев комментирует суть и смысл басни таким образом: "...Басня "Листы и Корни", в которой автор сравнивал народ с Корнями могучего дерева. Листья шумели о том, что они "краса долины всей" и что дерево только им обязано своей славой: ведь благодаря им оно было так величаво, так радовало глаз своей пышной красой, давало тень страннику и приют соловьям. <...> ...Каждая басня его [Крылова] была рождена современным ему событием - это были басни-сатиры на сановников, запускавших руки в государственный карман ("Вороненок")... на высокопоставленное аристократическое общество ("Гуси", "Листы и Корни")..." (И. В. Сергеев, книга "И. А. Крылов", Москва, "Молодая гвардия", 1945 г., серия "Великие русские люди") Авторы книги "50 басен И. А. Крылова" видят мораль басни в следующем: "На случай же, если бы кто из высоко стоящих неразумно возгордился и... забыл о скромных тружениках, Крылов напоминает великое значение их работы в баснях "Листы и Корни", "Орел и Крот"." (книга "50 басен И. А. Крылова" с поясн. и примеч., СПб, изд-ль М.Н. Слепцова, 1908 г.) Такова мораль басни "Листы и Корни" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Автор не выделяет отдельным четверостишием мораль басни. Последние ее строки являются смыслом всего повествования - если корни погибнут, не будет и листьев. Проблематика творения Крылова велика и рассмотреть ее можно с нескольких позиций.
Дерево - российское государство XIX века. Корни - обычный народ, на котором держится власть и высшее сословие. Народ создает своим руками материальные блага, которыми пользуются люди высшего общества. На том и держится государство, не будет народа, не будет власти.
Можно рассмотреть смысл басни по-иному. Человек никогда не должен забывать свои корни, место своего рождения, людей которые подарили ему жизнь. Если перешагнуть и не помнить не будет и будущего.
Актуальность басни доказана веками. Сейчас часто можно увидеть людей, занимающих высокие посты в правительстве, звезд шоу-бизнеса, которые считают себя выше других. Но достигнуть таких высот им именно люди, которые верят им. Гордыня один из тяжких грехов перед Богом и прежде чем возвысить себя необходимо вспомнить поучительную басню И.А.Крылова.
Объяснение:
Мораль басни "Листы и Корни" заключается в том, что любой полезный труд имеет право на уважение и благодарность. К сожалению, высокомерные и неблагодарные люди нередко считают чужой труд менее важным и значимым, при этом преувеличивая свой собственный вклад в жизнь общества. Судя по всему, в своей басне Крылов имеет в виду крепостных крестьян (Корни), за счет которых живут дворяне и другие слои общества (Листы). По мнению В. Ф. Каневича, под корнями Крылов действительно подразумевает крепостных крестьян: "...нельзя не видеть, что под корнями, роющимися в земле, Крылов разумел крепостных крестьян..." (В. Ф. Каневич) По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем: "Всяк хорош на своем месте и заслуживает уважения тот, кто исполняет свое дело, и друг без друга мы обойтись не можем.<...> (..."Листы и корни"... "Пушки и Паруса")." (Д. И. Тихомиров, "Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа", Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.) Литератор И. Халтурин комментирует басню таким образом: "Труженики - основа жизни, по Крылову, корни, питающие ее. " (И. Халтурин, предисловие к книге "Басни. Крылов И. А." под ред. Благого Д. Д., Москва, 1944 г.) Авторы книги "И. А. Крылов и его басни" считают, что мораль басни состоит в следующем: "В басне "Листы и Корни" он [Крылов] указал на то, что всякие сословия нужны и полезны для государства, даже и те, которые стоят ниже всех и которых даже незаметно так, как не видно корней у дерева, и что сословия эти не должны враждовать между собой." ("И. А. Крылов и его басни", составитель Кирюков, СПб, ред. журн. "Досуг и дело", 1886 г.) И. В. Сергеев комментирует суть и смысл басни таким образом: "...Басня "Листы и Корни", в которой автор сравнивал народ с Корнями могучего дерева. Листья шумели о том, что они "краса долины всей" и что дерево только им обязано своей славой: ведь благодаря им оно было так величаво, так радовало глаз своей пышной красой, давало тень страннику и приют соловьям. <...> ...Каждая басня его [Крылова] была рождена современным ему событием - это были басни-сатиры на сановников, запускавших руки в государственный карман ("Вороненок")... на высокопоставленное аристократическое общество ("Гуси", "Листы и Корни")..." (И. В. Сергеев, книга "И. А. Крылов", Москва, "Молодая гвардия", 1945 г., серия "Великие русские люди") Авторы книги "50 басен И. А. Крылова" видят мораль басни в следующем: "На случай же, если бы кто из высоко стоящих неразумно возгордился и... забыл о скромных тружениках, Крылов напоминает великое значение их работы в баснях "Листы и Корни", "Орел и Крот"." (книга "50 басен И. А. Крылова" с поясн. и примеч., СПб, изд-ль М.Н. Слепцова, 1908 г.) Такова мораль басни "Листы и Корни" Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.
Автор не выделяет отдельным четверостишием мораль басни. Последние ее строки являются смыслом всего повествования - если корни погибнут, не будет и листьев. Проблематика творения Крылова велика и рассмотреть ее можно с нескольких позиций.
Дерево - российское государство XIX века. Корни - обычный народ, на котором держится власть и высшее сословие. Народ создает своим руками материальные блага, которыми пользуются люди высшего общества. На том и держится государство, не будет народа, не будет власти.
Можно рассмотреть смысл басни по-иному. Человек никогда не должен забывать свои корни, место своего рождения, людей которые подарили ему жизнь. Если перешагнуть и не помнить не будет и будущего.
Актуальность басни доказана веками. Сейчас часто можно увидеть людей, занимающих высокие посты в правительстве, звезд шоу-бизнеса, которые считают себя выше других. Но достигнуть таких высот им именно люди, которые верят им. Гордыня один из тяжких грехов перед Богом и прежде чем возвысить себя необходимо вспомнить поучительную басню И.А.Крылова.