Лесков искал и изображал людей редких, возвышающихся «над чертою простой нравственности». Его «праведники», резко контрастируя с окружающей средой, сохраняли жизненность, были верны своей натуре.Писатель в самом начале рассказа «Однодум» обращает внимание читателя на незнатность Рыжова, называя его «мелкотравчатым». Он близок к простым людям: «от мира не прочь и на мир не челобитчик».
В своих взглядах Рыжов опирался на библию, но толковал ее настолько оригинально, что считался неким «библейским социалистом». Писатель говорит о том, что ввиду некоторых особенностей «загадочного политического образа мыслей» солигаличского квартального он вполне мог быть сослан «молиться в Соловецкий монастырь». Библия для квартального — только повод для размышлений об окружающей действительности, которую он хотел серьезно усовершенствовать как в моральном, так и в социальном отношении.В рассказе можно обнаружить много сатирических деталей, изображенных с щедринской остротой и афористичностью. Таково внушение городничего, который предупреждает квартального: «Бей без повреждения и по касающему моего не захватывай».Таков протопоп, составляющий «план, как обнажить совесть Рыжова до разделения души с телом»; таковы «надменные фигуры» губернаторов, которые «ездили «страшно», а встречали их «притре-петно». Таково замечание о «сельских людях, крестьянах, «которые тогда еще не имели самостоятельного понятия об иерархии и, кто их ни сек,— одинаково ногами перебирали"
КОНЕЧНО РЫЖОВА МОЖНО НАЗВАТЬ ПРОПОВЕДНИКОМ .
Лесков искал и изображал людей редких, возвышающихся «над чертою простой нравственности». Его «праведники», резко контрастируя с окружающей средой, сохраняли жизненность, были верны своей натуре.Писатель в самом начале рассказа «Однодум» обращает внимание читателя на незнатность Рыжова, называя его «мелкотравчатым». Он близок к простым людям: «от мира не прочь и на мир не челобитчик».
В своих взглядах Рыжов опирался на библию, но толковал ее настолько оригинально, что считался неким «библейским социалистом». Писатель говорит о том, что ввиду некоторых особенностей «загадочного политического образа мыслей» солигаличского квартального он вполне мог быть сослан «молиться в Соловецкий монастырь». Библия для квартального — только повод для размышлений об окружающей действительности, которую он хотел серьезно усовершенствовать как в моральном, так и в социальном отношении.В рассказе можно обнаружить много сатирических деталей, изображенных с щедринской остротой и афористичностью. Таково внушение городничего, который предупреждает квартального: «Бей без повреждения и по касающему моего не захватывай».Таков протопоп, составляющий «план, как обнажить совесть Рыжова до разделения души с телом»; таковы «надменные фигуры» губернаторов, которые «ездили «страшно», а встречали их «притре-петно». Таково замечание о «сельских людях, крестьянах, «которые тогда еще не имели самостоятельного понятия об иерархии и, кто их ни сек,— одинаково ногами перебирали"