. П. Чехов разрабатывал в ранний период своего творчества малые жанры: шутливую сценку, коротенький рассказ, шутку, фельетон, часто строя произведение на анекдотическом случае. Перед ним стояла задача в маленьком объеме произведения, с небольшим количеством персонажей, дать общую картину через частные детали.
Художественная деталь — это одно из средств создания художественного образа, которое представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка.
Рассказ Чехова "Хамелеон" начинается с завязки, которая предельно проста: обычный житейский случай — борзой щенок укусил за палец "золотых дел мастера Хрюкина" — дает начало развитию действия. Главное в этом рассказе — диалог и отдельные реплики из толпы, а описание сведено к минимуму. Оно носит характер авторских ремарок (полицейский надзиратель — "в новой шинели", пострадавший — "человек в ситцевой крахмальной рубашке и расстегнутой жилетке", виновник скандала — "белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине").
В рассказе "Хамелеон" нет ничего случайного. Каждое слово, каждая подробность необходимы для более точного описания и выражения мысли автора. В этом произведении такими деталями являются, например, шинель полицейского надзирателя Очумелова, узелок в его руке, решето конфискованного крыжовника, окровавленный палец потерпевшего Хрюкина. Художественная деталь дает возможность наглядно представить того же Очумелова в его новой шинели, которую он то снимает, то надевает вновь на протяжении рассказа несколько раз, то запахивается в нее. Эта деталь подчеркивает, как меняется поведение полицейского надзирателя в зависимости от обстоятельств. Голос из толпы сообщает, что собака, "кажись", генеральская, и Очумелова бросает то в жар, то в холод от такой новости: " Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас, как жарко!"; "Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... что-то ветром подуло..."
Деталь, в том числе и повторяющуюся, используют многие художники, однако у Чехова она встречается чаще, чем у кого-либо. Одной такой деталью в рассказе Чехов раскрывает сущность характера Очумелова: полицейский надзиратель — "хамелеон", воплощение готовности пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими, подличать, выслуживаться, "менять свою окраску" в зависимости от обстоятельств. "Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого -так не оставляй... А собаку истребить надо...". А через несколько минут ситуация изменилась, и Очумелов уже кричит: "Собака — нежная тварь... А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!"
Мастерство Чехова в том и заключается, что он умел отобрать материал, насытить небольшое произведение большим содержанием, выделить существенную деталь, важную для характеристики персонажа или предмета. Точная и емкая художественная деталь, созданная творческим воображением автора, направляет воображение читателя. Чехов придавал детали большое значение, считал, что она "возбуждает самостоятельную критическую мысль читателя", который о многом должен догадываться сам.
Наш терьер заскулил и недвусмысленно стал царапать дверь. Как же не хотелось бросать приключения в компе, ведь уровень почти пройден! Но прогулки с Реджи – моя обязанность. Пришлось накинуть плащ, сунуть ноги в резиновые сапоги и идти под дождь. Не впервой!
Но куда это мы забрели? Только что были на любимом месте Реджика - у гаражей. Откуда тут такие заросли? Я в растерянности огляделась – тщетно. Место было совершенно незнакомым! И здесь на было дождя… К моему ужасу, это было еще не все. Меня стали обступать непонятные создания с носами–клювами и горящими в сумраке глазами. Сердце начало уже уходить в пятки. Однако мой верный друг вилял купированным хвостиком, не проявляя ни малейшего беспокойства. Постепенно и я успокоилась. Реджинальд хорошо знает дорогу домой - к своей миске!
Существа, перебивая друг друга, заверещали и зацокали, но я, как ни странно, прекрасно поняла – им нужна моя Они – гевы. Их враги, дерги, похитили главный артефакт Храма Жизни гевов – чудесную Жемчужину. Похитителей настигли, но вернуть Жемчужину не удалось. Она затерялась на месте схватки. И найти теперь ее могут только обитатели другого мира. А гевам, не уберегшим святыню, придется погибнуть. Ведь жизнь вытекает из них с каждой секундой.
Нас привели в Храм Жизни, в центре которого на ступенчатой пирамиде находилась Чаша Жемчужины. Реджи быстро взобрался, обнюхал Чашу и бросился в лес на поиски. Мой пес - талант! Скоро раздался его призывный лай. Да разве это то, что нам нужно? У лап Реджи лежал невзрачный камень, больше похожий на теннисный мяч. Но взяв его в руки, я ощутила тепло и поняла: нашли!
Дорога назад была гораздо труднее. Ветер завывал, ему вторило сдавленное рычание Реджи, меня что-то толкало, ноги постоянно спотыкались о коренья, проваливались в выбоины. Но и падая, я не выпускала Жемчужину из рук. Поднималась и шла дальше.
Вот я уже я в Храме, на плитах которого распростерлись изнемогающие гевы. Из последних сил поднялась на последнюю ступеньку постамента и перевалила Жемчужину через край. Чудо, но тяжелая жемчужина не скатилась ко дну, а, засверкав, воспарила над Чашей. Глубина Чаши также засветилась. Свет поднимался выше и выше, перевалил через край и потек, расширяясь, во все стороны. Омытые им гевы встряхивались, складки их плащей распрямлялись. Нет, это же расправлялись их крылья! Гевы – птицы?!!
Насладившись вновь обретенным счастьем полета, гевы принялись благодарить нас с Реджи. В память о нашем подвиге они прикрепили к собачьему ошейнику подвеску, а мне подарили колечко. Вправленные в подарки жемчужины позволят нам навещать гевов, когда захотим. Только мы должны молчать о гевах и Жемчужине.
Это оказалось самым трудным испытанием. Реджи-то не проболтается. А мне пришлось выдумывать невероятные истории, объясняя, как нам удалось вернуться домой почти сухими! Вот интересно, написанное тоже считается рассказанным?
Художественная деталь — это одно из средств создания художественного образа, которое представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка.
Рассказ Чехова "Хамелеон" начинается с завязки, которая предельно проста: обычный житейский случай — борзой щенок укусил за палец "золотых дел мастера Хрюкина" — дает начало развитию действия. Главное в этом рассказе — диалог и отдельные реплики из толпы, а описание сведено к минимуму. Оно носит характер авторских ремарок (полицейский надзиратель — "в новой шинели", пострадавший — "человек в ситцевой крахмальной рубашке и расстегнутой жилетке", виновник скандала — "белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине").
В рассказе "Хамелеон" нет ничего случайного. Каждое слово, каждая подробность необходимы для более точного описания и выражения мысли автора. В этом произведении такими деталями являются, например, шинель полицейского надзирателя Очумелова, узелок в его руке, решето конфискованного крыжовника, окровавленный палец потерпевшего Хрюкина. Художественная деталь дает возможность наглядно представить того же Очумелова в его новой шинели, которую он то снимает, то надевает вновь на протяжении рассказа несколько раз, то запахивается в нее. Эта деталь подчеркивает, как меняется поведение полицейского надзирателя в зависимости от обстоятельств. Голос из толпы сообщает, что собака, "кажись", генеральская, и Очумелова бросает то в жар, то в холод от такой новости: " Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас, как жарко!"; "Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... что-то ветром подуло..."
Деталь, в том числе и повторяющуюся, используют многие художники, однако у Чехова она встречается чаще, чем у кого-либо. Одной такой деталью в рассказе Чехов раскрывает сущность характера Очумелова: полицейский надзиратель — "хамелеон", воплощение готовности пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими, подличать, выслуживаться, "менять свою окраску" в зависимости от обстоятельств. "Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого -так не оставляй... А собаку истребить надо...". А через несколько минут ситуация изменилась, и Очумелов уже кричит: "Собака — нежная тварь... А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!"
Мастерство Чехова в том и заключается, что он умел отобрать материал, насытить небольшое произведение большим содержанием, выделить существенную деталь, важную для характеристики персонажа или предмета. Точная и емкая художественная деталь, созданная творческим воображением автора, направляет воображение читателя. Чехов придавал детали большое значение, считал, что она "возбуждает самостоятельную критическую мысль читателя", который о многом должен догадываться сам.
Жемчужины.
Наш терьер заскулил и недвусмысленно стал царапать дверь. Как же не хотелось бросать приключения в компе, ведь уровень почти пройден! Но прогулки с Реджи – моя обязанность. Пришлось накинуть плащ, сунуть ноги в резиновые сапоги и идти под дождь. Не впервой!
Но куда это мы забрели? Только что были на любимом месте Реджика - у гаражей. Откуда тут такие заросли? Я в растерянности огляделась – тщетно. Место было совершенно незнакомым! И здесь на было дождя… К моему ужасу, это было еще не все. Меня стали обступать непонятные создания с носами–клювами и горящими в сумраке глазами. Сердце начало уже уходить в пятки. Однако мой верный друг вилял купированным хвостиком, не проявляя ни малейшего беспокойства. Постепенно и я успокоилась. Реджинальд хорошо знает дорогу домой - к своей миске!
Существа, перебивая друг друга, заверещали и зацокали, но я, как ни странно, прекрасно поняла – им нужна моя Они – гевы. Их враги, дерги, похитили главный артефакт Храма Жизни гевов – чудесную Жемчужину. Похитителей настигли, но вернуть Жемчужину не удалось. Она затерялась на месте схватки. И найти теперь ее могут только обитатели другого мира. А гевам, не уберегшим святыню, придется погибнуть. Ведь жизнь вытекает из них с каждой секундой.
Нас привели в Храм Жизни, в центре которого на ступенчатой пирамиде находилась Чаша Жемчужины. Реджи быстро взобрался, обнюхал Чашу и бросился в лес на поиски. Мой пес - талант! Скоро раздался его призывный лай. Да разве это то, что нам нужно? У лап Реджи лежал невзрачный камень, больше похожий на теннисный мяч. Но взяв его в руки, я ощутила тепло и поняла: нашли!
Дорога назад была гораздо труднее. Ветер завывал, ему вторило сдавленное рычание Реджи, меня что-то толкало, ноги постоянно спотыкались о коренья, проваливались в выбоины. Но и падая, я не выпускала Жемчужину из рук. Поднималась и шла дальше.
Вот я уже я в Храме, на плитах которого распростерлись изнемогающие гевы. Из последних сил поднялась на последнюю ступеньку постамента и перевалила Жемчужину через край. Чудо, но тяжелая жемчужина не скатилась ко дну, а, засверкав, воспарила над Чашей. Глубина Чаши также засветилась. Свет поднимался выше и выше, перевалил через край и потек, расширяясь, во все стороны. Омытые им гевы встряхивались, складки их плащей распрямлялись. Нет, это же расправлялись их крылья! Гевы – птицы?!!
Насладившись вновь обретенным счастьем полета, гевы принялись благодарить нас с Реджи. В память о нашем подвиге они прикрепили к собачьему ошейнику подвеску, а мне подарили колечко. Вправленные в подарки жемчужины позволят нам навещать гевов, когда захотим. Только мы должны молчать о гевах и Жемчужине.
Это оказалось самым трудным испытанием. Реджи-то не проболтается. А мне пришлось выдумывать невероятные истории, объясняя, как нам удалось вернуться домой почти сухими! Вот интересно, написанное тоже считается рассказанным?