Анализируя образы героев поэмы, необходимо помнить, что все они обусловлены социально. Наиболее важен в этом плане образ Манилова. Именно к нему первому приезжает Чичиков. В России существовал строгий этикет визитов, предписывающий первыми посещать наиболее значительных лиц. А требованиями этикета Чичиков уж никак не пренебрегал. Уже одно то, что Чичиков поехал прежде всего к Манилову, указывает на его достаточно высокое положение в губернской иерархии. Принадлежность Манилова к губернским верхам определяет не только визит Чичикова. И образ жизни, и разговоры, и мечты Манилова соответствуют его социальному статусу. Ни великих, ни малых дел от Манилова, ждать нельзя, но какие размышления и мечты увлекают его! Внешнее благополучие Манилова, его доброжелательность и готовность к услугам представляются Гоголю чертами страшными. Глаза его, "сладкие, как сахар", ничего не выражают. И эта сладость облика привносит ощущение неестественности каждого движения и слова героя. Пока этот помещик благоденствует и мечтает, его имение разрушается, крестьяне разучились трудиться - они пьянствуют и разгильдяйничают. Долг помещика - организовать жизнь своих крепостных, дать им возможность с пользой для себя жить и трудиться . Безделье Манилова не нейтрально. Та "скука смертельная", которая исходит от него, свидетельствует о совершенной мертвенности души. Он характеризуется полным окаменением, абсолютным отсутствием развития. История есть только у Плюшкина. Всех остальных помещиков мы заставали такими, какими они сложились. Мы знаем, что Манилов служил, вышел в отставку и всегда был таким, каков сейчас.
Образ Плюшкина венчает портретную галерею губернских помещиков, являет последнюю пропасть нравственного падения, к которой может подойти в России человек: некая "черная дыра" - путь в антимир, в ад. Образ Плюшкина идеально соответствует представшей перед ччитателями картине его имения. Тот же распад и разрушение, утрата человеческого облика: его, мужчину, дворянина, легко принять за старую бабу-ключницу! В нем и в его доме чувствуется движение - но это движение распада, тления.. . Вспомним глаза Плюшкина. Как описывает их Гоголь? - "...маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши... " Помните глаза Манилова? - сахар (то есть вещество) ; глаза Собакевича? "природа ковырнула" (то есть просто дыры) .
И редкие пробуждения души при встрече с внуком, при воспоминании о юности, лишь подчеркивают обычную ее окаменелость: "глухо все, и еще страшнее и пустыннее становится после того затихнувшая поверхность безответной стихии. Так и лицо Плюшкина вслед за мгновенно скользнувшем на нем чувством стало еще бесчувственней и пошлее. " Вот в чем видится автору причина духовного опустошения человека: безразличие к собственной душе.
У каждого свой путь, своя судьба. И есть нечто общее, что вдохновляет.
Руководитель похода на половцев Игорь - это защитник Руси, который " навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую. " Он - настоящий воин, волевой, мужественный. Игорь идет в поход, несмотря на солнечное затмение, предвещавшее неудачу. Цель его - защитить государство, которым управляет. Опирается князь на своих друзей- воинов, обращаясь к ним со своим " словом " : "Братия и дружина ! Лучше быть убитыми, чем полоненными... Хочу свою голову положить либо напиться шлемом из Дона". Игорь - прекрасный друг, в сложной ситуации он Всеволоду. Его человеческие качества вызывают симпатии и автора " Слова ", и тех, с кем он в походе.
Но Игорь себялюбив, ищет славы, поэтому и проигрывает. Погибают его товарищи, а враги на своих конях скачут по просторам Руси. Горе пришло на Родину, ибо князь не подумал о государстве и о народе, который и пытался защитить . Святослав упрекает Игоря за это, произнося" золотое слово".
Настоящий князя - Всеволод. Он быстро собрал своих воинов и в упоении " сечет врага", показывая пример . Братья искренне любят друга и доказывают это в сложной ситуации.
Светлое чувство рождается у читателя, когда он видит глазами автора жену князя Игоря - Ярославну. Она кукушкой хочет полететь к оказавшемуся в плену мужу, обращается к природе- матушке.
Каждый образ в " Слове о полку Игореве" служит основной идее : объединить всех перед лицом опасности, научить слушать и слышать друг друга и вместе идти к победе.
Наиболее важен в этом плане образ Манилова.
Именно к нему первому приезжает Чичиков. В России существовал строгий этикет визитов, предписывающий первыми посещать наиболее значительных лиц. А требованиями этикета Чичиков уж никак не пренебрегал. Уже одно то, что Чичиков поехал прежде всего к Манилову, указывает на его достаточно высокое положение в губернской иерархии.
Принадлежность Манилова к губернским верхам определяет не только визит Чичикова. И образ жизни, и разговоры, и мечты Манилова соответствуют его социальному статусу.
Ни великих, ни малых дел от Манилова, ждать нельзя, но какие размышления и мечты увлекают его!
Внешнее благополучие Манилова, его доброжелательность и готовность к услугам представляются Гоголю чертами страшными. Глаза его, "сладкие, как сахар", ничего не выражают. И эта сладость облика привносит ощущение неестественности каждого движения и слова героя.
Пока этот помещик благоденствует и мечтает, его имение разрушается, крестьяне разучились трудиться - они пьянствуют и разгильдяйничают. Долг помещика - организовать жизнь своих крепостных, дать им возможность с пользой для себя жить и трудиться . Безделье Манилова не нейтрально. Та "скука смертельная", которая исходит от него, свидетельствует о совершенной мертвенности души.
Он характеризуется полным окаменением, абсолютным отсутствием развития. История есть только у Плюшкина. Всех остальных помещиков мы заставали такими, какими они сложились. Мы знаем, что Манилов служил, вышел в отставку и всегда был таким, каков сейчас.
Образ Плюшкина венчает портретную галерею губернских помещиков, являет последнюю пропасть нравственного падения, к которой может подойти в России человек: некая "черная дыра" - путь в антимир, в ад.
Образ Плюшкина идеально соответствует представшей перед ччитателями картине его имения.
Тот же распад и разрушение, утрата человеческого облика: его, мужчину, дворянина, легко принять за старую бабу-ключницу! В нем и в его доме чувствуется движение - но это движение распада, тления.. . Вспомним глаза Плюшкина. Как описывает их Гоголь? - "...маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши... " Помните глаза Манилова? - сахар (то есть вещество) ; глаза Собакевича? "природа ковырнула" (то есть просто дыры) .
И редкие пробуждения души при встрече с внуком, при воспоминании о юности, лишь подчеркивают обычную ее окаменелость: "глухо все, и еще страшнее и пустыннее становится после того затихнувшая поверхность безответной стихии. Так и лицо Плюшкина вслед за мгновенно скользнувшем на нем чувством стало еще бесчувственней и пошлее. "
Вот в чем видится автору причина духовного опустошения человека: безразличие к собственной душе.
Идея " Слова о полку Игореве".
У каждого свой путь, своя судьба. И есть нечто общее, что вдохновляет.
Руководитель похода на половцев Игорь - это защитник Руси, который " навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую. " Он - настоящий воин, волевой, мужественный. Игорь идет в поход, несмотря на солнечное затмение, предвещавшее неудачу. Цель его - защитить государство, которым управляет. Опирается князь на своих друзей- воинов, обращаясь к ним со своим " словом " : "Братия и дружина ! Лучше быть убитыми, чем полоненными... Хочу свою голову положить либо напиться шлемом из Дона". Игорь - прекрасный друг, в сложной ситуации он Всеволоду. Его человеческие качества вызывают симпатии и автора " Слова ", и тех, с кем он в походе.
Но Игорь себялюбив, ищет славы, поэтому и проигрывает. Погибают его товарищи, а враги на своих конях скачут по просторам Руси. Горе пришло на Родину, ибо князь не подумал о государстве и о народе, который и пытался защитить . Святослав упрекает Игоря за это, произнося" золотое слово".
Настоящий князя - Всеволод. Он быстро собрал своих воинов и в упоении " сечет врага", показывая пример . Братья искренне любят друга и доказывают это в сложной ситуации.
Светлое чувство рождается у читателя, когда он видит глазами автора жену князя Игоря - Ярославну. Она кукушкой хочет полететь к оказавшемуся в плену мужу, обращается к природе- матушке.
Каждый образ в " Слове о полку Игореве" служит основной идее : объединить всех перед лицом опасности, научить слушать и слышать друг друга и вместе идти к победе.
Объяснение: