Н.Рубцов Далекое
В краю, где по дебрям, по рекам
Метелица свищет кругом,
Стоял, запорошенный снегом,
Бревенчатый низенький дом.
Я помню, как звезды светили,
Скрипел за окошком плетень,
И стаями волки бродили
Ночами вблизи деревень...
Как все это кончилось быстро!
Как странно ушло навсегда!
Как шумно
с надеждой и свистом
Помчались мои поезда!
И все же, глаза закрывая,
Я вижу: над крышами хат,
В морозном тумане мерцая,
Таинственно звезды дрожат.
А вьюга по сумрачным рекам,
По дебрям гуляет кругом,
И, весь запорошенный снегом,
Стоит у околицы дом...
1967-1971
Опорные вопросы:
Раскройте символестический смысл названия стихотворения.
Роман Достоевского "Белые ночи"-это история безответной любви. Главная мысль этого произведения одиночество людей, их оторванность от реального мира и неумение жить среди людей, наслаждаться радостями жизни, взамен мира призрачных мечтаний и несбыточных грёз.
Главным героем романа «Белые ночи» являет Мечтатель . Он немного странный, он очень романтичный. Мечтатель произносит большие монологи в которых размышляет о важном ему и о своих мечтах, надеждах.
Так же главной героиней является Настенька, она занимает основное место в романе, благодаря ей развиваются все события. Она милая, доброжелательная, скромная, спокойная, чувственная и ранимая девушка. . Настенька живет с бабушкой . Она чувствует себя одинокой, потому что бабушка не отпускает её от себя ни на шаг, а также потому что её возлюбленный уехал и она не уверена, что он вернется.
Город играет очень важную роль в романе. Мечтателю казалось, что здания с ним как бы разговаривают, у него даже друзья были среди них. Когда у героя было хорошее настроение, ему казалось, что все дома подбегают к нему и здороваются. Образ города зависит от настроения героев, от их чувств. Чёрно-белые тона -это настроение героев в сером городе, нет середины, переходных цветов, весь трагизм романа вырисовывается в черно-белом цвете белых ночей.
Объяснение:
1. Обучающие: расширить и углубить представления обучающихся о личности А.П.Чехова, о проблематике его произведений, о сущности чеховского стиля; обучить приемам исследования художественного текста; сравнительной характеристике произведений разных авторов, разных эпох.
2. Развивающие: совершенствовать читательские умения, в том числе умения анализировать произведение на трех уровнях: фактурном, подтекстовым, концептуальном; интерпретировать художественные детали; развивать творческое воображение, логическое мышление, умение формулировать выводы.
3. Воспитывающие : вовлечь учащихся в решение нравственных проблем, в том числе проблем нравственного выбора.
Оборудование. мультимедиапроектор, тексты рассказов А.П.Чехова «Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре», хрестоматия по литературе 10 класс, раздаточный материал (таблица для сравнительной характеристики героев литературного произведения).