На пути к пониманию текста Г
1. Прочитайте статью учебника. Выполните одно из заданий:
• Составьте таблицу "ИНСЕРТ".
Образец:
Я это знал
Новое для меня
Я думал иначе
Интересно
Составьте тезисный план статьи.
2. Какие факты из жизни писателя вас удивили?
3. В чем особенность произведений А. И. Куприна, по мнению современником?
4. Найдите информацию о доме-музее А. И. Куприна, рассмотрите представ.
ленную фотогалерею, ознакомьтесь с особенностями быта того времени.
Поделитесь впечатлениями со своими одноклассниками.
т
Определение жанра, формы. – стихотворение относятся к любовной лирике, к жанру лирического произведения.
Выявление сюжета. Пушкин представляет ёмкий очерк своей жизни между первой встречей с героиней послания и настоящим моментом, косвенно упоминая основные события, произошедшие с биографическим лирическим героем: ссылка на юг страны, период горького разочарования в жизни, подавленное настроение в период новой ссылки в родовое имение Михайловское. Однако вдруг наступает воскресение души, чудо возрождения жизни, лирический герой вновь встречает героиню стихотворного послания: «Душе настало пробужденье: / И вот опять явилась ты…» .
Обозначение темы. -тема любви неразрывно сочетается с философскими раздумьями поэта о своей собственной жизни, о радости бытия, о приливе творческих сил в чудные и редкие мгновения встречи с чарующей красотой.
Истолкование названия. Стихотворение начинается с воспоминания о дорогом и прекрасном образе, на всю жизнь вошедшем в сознание поэта. Это глубоко сокровенное, затаенное воспоминание согрето трепетным и горячим незатухающим чувством, благоговейным преклонением перед святыней красоты.
Анализ композиции. Композиционно произведение можно разделить на три совершенно равные части, каждая из которых имеет самостоятельное смысловое наполнение: воспоминание о давней встрече поэта с юной красавицей, воспроизводство того, что особенно запомнилось в те часы, затем горестное сознание и вновь пробуждение глубоких душевных чувств к ним.
Характеристика лирического героя. В памяти поэта «милые черты» не стираются, «голос нежный» все также звучит в душе. Пушкин вспоминает годы петербургской жизни в томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумной суеты» , воссоздает иной настрой чувств в период южной ссылки («Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты») , говорит о «мраке заточенья» михайловской ссылки, о тягостных днях, проведенных в глуши:
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душа лирического героя Пушкина спала («душе настало пробужденье») , возвращение любимой «пробуждает» героя Пушкина.
.Анализ языка. Лексика (использования эпитетов, сравнений и т. д. ) Своего рода музыкальным рефреном звучит дважды повторенный эпитет «голос нежный» , рифмы внешне непритязательны («нежный – мятежный» , «вдохновенья – заточенья») , но и они полны гармонии, песенности, романсовости стиха.
Печорин и виноват в том, что разрушил бестревожное существование Бэлы, и не виноват в том, что не может ее больше любить. Кто же виноват? Виноват тот, кто создал необходимую грань между невыразимо-прекрасным, беззаветно чувствующим, но наивным, неразвитым существом и человеком безысходно мятущимся, обладателем остро-аналитического, требовательного интеллекта. Другими словами, истинный виновник того, что "несчастен" Печорин, а вследствие этого и Бэла, в конечном счете современное общество. Но это не значит, что прав герой. Какие бы причины не сформировали личность человека, за свои действия, обращенные к другим людям, он должен отвечать. Так, уже в "Бэле" проступает та новая широко гуманистическая точка зрения Лермонтова, когда он не только судит общество от имени "избранной" передовой личности, героя, но судит и самого героя от имени "многих", то есть рядовых, не "избранных" и даже не передовых, но имеющих право на уважение к их личности людей. В грустной истории Бэлы, которая начинает сознавать себя нелюбимой, Лермонтов вскрывает и вину Печорина, его эгоистический индивидуализм. Как бы сильно ни был Печорин увлечен Бэлой, и как ни мало он был виноват в том, что ему стало с ней скучно, ясно одно: живого, чувствующего, самоценного человека он превратил в орудие для своих эгоистических целей и страстей, в лекарство от скуки, которое он не задумываясь отбросит, как только оно перестанет действовать. В этом вина Печорина. Он вырвал Бэлу из родной среды, лишил дома, отца, брата, он мучает ее своей холодностью и вот-вот бросит ее, как только она перестанет отвлекать его от скуки. Он ничего не меняет в своих поступках ради того, чтобы перестать доставлять страдания другим