Если ли еще в истории человек, судьба и биография которого были бы столь необычны и удивительны, как у М. В. Ломоносова? Родившись в семье крестьянина недалеко от деревни Холмогоры, Ломоносов рано выучился грамоте. С самого детства он тянулся к наукам, пытался постичь тайны природы и мироздания. В возрасте девятнадцати лет, тайком от отца, пытливый юноша отправляется зимним путем в Москву, чтобы учиться. Поступить в Славяно- греко-латинскую академию бедному сыну крестьянина было нелегко, однако вскоре он стал одним Из наиболее ных учеников. После блестящего окончания академии Ломоносов занимался инженерией, естествознанием, философией, филологией, изучал несколько европейских языков. И в каждой из этих отраслей он проявил себя как гений, человек незаурядного ума и смекалки, дорабатывая, внося что-то новое, улучшая и развивая различные области знаний. Перечень наук, в которых Ломоносов оставил свой след, настолько обширен, что поражает воображение. Это был человек огромной воли и необыкновенного ума, универсал, энциклопедист. Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения, развития русской науки и экономики — вклад Ломоносова в мировую, науку невозможно переоценить. В 1755 г. по инициативе Ломоносова был основан Московский университет, что явилось важным шагом в развитии русского образования и просвещения. Первым в истории химии Ломоносов сформулировал и доказал закон сохранения веса вещества при химических превращениях, развил атомно-молекулярные представления о строении вещества. В 1748 г. Ломоносов основал при Академии Наук первую русскую химическую лабораторию. Закладывание основ физической химии — тоже заслуга этого необыкновенного человека. Ломоносов первым сформулировал принцип сохранения материи и движения, он исследовал силу тяжести и электричество, выдвинул учение о цвете. Ломоносов был не только великим исследователем, но и выдающимся изобретателем и конструктором, он создал ряд оптических приборов, среди которых зеркальный телескоп, перископ, «ночезрительная трубка» для моряков. Астрономия и геология также привлекали внимание гения. Ломоносов открыл атмосферу на планете Венера, описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Выдающийся поэт и филолог, Михаил Васильевич Ломоносов очень многое сделал для развития русского языка. Он был убежден в необходимости синтеза в поэзии русского и церковнославянского языков, создал русскую оду, первым начал писать стихи на языке, доступном для широкого круга читателей. Достоевский считал, что «бесспорных гениев, с бесспорным «новым словом» во всей литературе нашей было всего только три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь». Несомненной заслугой Михаила Васильевича Ломоносова в области русского языка можно считать создание первой русской грамматики и составление первого учебника русского языка, а также других фундаментальных филологических трудов. Невозможно охватить мысленным взором все, что сделал Ломоносов для развития науки и просвещения. Кажется, что сделанное Ломоносовым за всю его не очень долгую жизнь не под силу одному человеку. «Его ясный ум, полный беспокойного желания все понять, оставлял один предмет, чтобы овладеть другим, с удивительной легкостью постигая его», — писал о Михаиле Васильевиче А. И. Герцен. Невозможно не согласиться и со словами А. С. Пушкина: «Ломоносов был великим человеком. Он создал первый русский университет. Он, можно сказать, сам был первым нашим университетом...»
1. Где родился Александр Пушкин? (В Москве.) 2. На публичном экзамене в Царскосельском лицее в 1815 г. присутствовал один из величайших поэтов XVIII века. Пушкин читал свои «Воспоминания в Царском Селе...» Кто был этот поэт? (Державин.) 3. Какие из предложенных стихотворных строк являются отрывками из романа «Евгений Онегин»: «Мороз и солнце; день чудесный!», «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя...», «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!»? («Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!».) 4. В каком из произведений А. С. Пушкина герой обращается за к ветру? Какими словами?
(В «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч...».) 5. В каком из своих стихотворений А. С. Пушкин пишет: «Как весело, обув железом ноги, Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек»? (В стихотворении «Осень».) 6. Какая из сказок Пушкина заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке».) 7. Кто из героев А. С. Пушкина усердно Богу, Отправляется в дорогу За красавицей-душой, За невестой молодой»? (Королевич Елисей из «Сказки о мертвой царевне...».) 8. О ком из персонажей поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» говорится: «Крикун надменный, В пирах никем не побежденный, Но воин скромный средь мечей»? (О Фарлафе.) 9. Какое произведение А. С. Пушкина начинается прологом «У лукоморья дуб зеленый...»? («Руслан и Людмила».) 10. Назвать героев сказки А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». (Герои сказки А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»: Руслан, Людмила, князь Владимир, Рогдай, Фарлаф, Ратмир, Черномор, Наина, Финн, Баян, Голова, Жена Ратмира.)
(В Москве.)
2. На публичном экзамене в Царскосельском лицее в 1815 г. присутствовал один из величайших поэтов XVIII века. Пушкин читал свои «Воспоминания в Царском Селе...» Кто был этот поэт?
(Державин.)
3. Какие из предложенных стихотворных строк являются отрывками из романа «Евгений Онегин»: «Мороз и солнце; день чудесный!», «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя...», «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!»?
(«Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!».)
4. В каком из произведений А. С. Пушкина герой обращается за к ветру? Какими словами?
(В «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч...».)
5. В каком из своих стихотворений А. С. Пушкин пишет: «Как весело, обув железом ноги, Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек»?
(В стихотворении «Осень».)
6. Какая из сказок Пушкина заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»?
(«Сказка о золотом петушке».)
7. Кто из героев А. С. Пушкина усердно Богу, Отправляется в дорогу За красавицей-душой, За невестой молодой»?
(Королевич Елисей из «Сказки о мертвой царевне...».)
8. О ком из персонажей поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» говорится: «Крикун надменный, В пирах никем не побежденный, Но воин скромный средь мечей»?
(О Фарлафе.)
9. Какое произведение А. С. Пушкина начинается прологом «У лукоморья дуб зеленый...»?
(«Руслан и Людмила».)
10. Назвать героев сказки А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
(Герои сказки А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»: Руслан, Людмила, князь Владимир, Рогдай, Фарлаф, Ратмир, Черномор, Наина, Финн, Баян, Голова, Жена Ратмира.)