"Житие Александра Невского", написанное вскоре после смерти князя (примерно в 1263 г.), создает идеальный образ правителя, защитника своего отечества от военных и идеологических посягательств внешних врагов. Оно не укладывается в каноны житийной литературы, и это понимали древнерусские книжники, внесшие его прежде всего в состав летописей.
Само заглавие произведения дает определение его специфики: "Повесть о житии и о храбрости благовернаго и великаго князя Александра" — рассказ о жизни, главным содержанием которой явились подвиги "храбрости".
Характерной особенностью жития является постоянное присутствие автора-рассказчика. Он спешит заявить о своем смирении во вступлении к житию. Сам он "самовидец... возраста его", "домочадец", об Александре он также слышал "от отець своих". Его присутствие постоянно ощущается в отборе и интерпретации материала. Александр в изображении автора является средоточием лучших качеств прославленных героев ветхозаветной истории: красота лица его подобна красоте Иосифа, сила — часть силы Самсона, премудрость — Соломона, а храбрость — римского царя Ве Так с ретроспективной исторической аналогии житие прославляет красоту, силу, мудрость и храбрость Александра. Интересно, что среди этих качеств не нашлось места христианским добродетелям — кротости и смирению.
Автор восхищается героем, гордится им, сочувствует ему. Эмоциональное напряжение достигает высшей точки в конце жития: "О, горе тобе, бедный человече! Како можеши написати кончину господина своего! Како не упадета ти зеници вкупе с слезами! Како же не урвется сердце твое от корения!" Он гиперболизирует чувство скорби и горя: "Отца бо оставити человек может, а добра господина не мощно оставити: аще бы лзе, и в гроб бы лезл с ним!"
Таким образом, "Житие Александра Невского" обнаруживает тесную связь как с агиографической литературой, так и с воинскими повестями. Его автором был житель Галицко-Волынской Руси, переселившийся вместе с митрополитом Кириллом III во Владимир. Исследователи установили связь стиля жития с Галицкой летописью, "Девгениевым деянием", "Историей Иудейской войны" Иосифа Флавия, "Сказанием о Борисе и Глебе" и паремийным чтением.
4. царица отправляет царевну в лес, чтобы убить, но та остается жива.
5. царица пытается убить ее сама и наконец при отравленного яблока ей это удается.
6. дело было зимой.
7. захоронение в хрустальном гробу.
8. царевны белы, чернобровы
9. царевен спасают царевичи.
10. злые царицы умирают в конце сказки
11. семь карликов и семь богатырей.
12. царь женится через год.
их не много, но они есть. например, одно из отличий можно заметить в названиях. "семь богатырей" и "семь гномов" – разница видна "невооруженным глазом". также в " " королевной было предпринято три попытки устранения главной положительной героини (задушить, причесать отравленным гребнем, отравить яблоком) , а в сказке александра сергеевича – лишь одна (отравить яблоком) . еще в этих произведениях различен процесс пробуждения царевны (белоснежки) . в "сказке " героиня просыпается потому, что царевич елисей разбивает гроб, а в " " от того, что слуги королевича по неосторожности споткнулись, и от сотрясения кусок отравленного яблока выпал изо рта молодой королевны. смерть царевны в этих сказках тоже обыграна по-разному. в одной (а. с. пушкина) царица умерла от горя, а в другой (соответственно, братьев гримм) к ней применяли жестокую пытку – заставляли танцевать в раскаленных башмаках до смерти.
Само заглавие произведения дает определение его специфики: "Повесть о житии и о храбрости благовернаго и великаго князя Александра" — рассказ о жизни, главным содержанием которой явились подвиги "храбрости".
Характерной особенностью жития является постоянное присутствие автора-рассказчика. Он спешит заявить о своем смирении во вступлении к житию. Сам он "самовидец... возраста его", "домочадец", об Александре он также слышал "от отець своих". Его присутствие постоянно ощущается в отборе и интерпретации материала. Александр в изображении автора является средоточием лучших качеств прославленных героев ветхозаветной истории: красота лица его подобна красоте Иосифа, сила — часть силы Самсона, премудрость — Соломона, а храбрость — римского царя Ве Так с ретроспективной исторической аналогии житие прославляет красоту, силу, мудрость и храбрость Александра. Интересно, что среди этих качеств не нашлось места христианским добродетелям — кротости и смирению.
Автор восхищается героем, гордится им, сочувствует ему. Эмоциональное напряжение достигает высшей точки в конце жития: "О, горе тобе, бедный человече! Како можеши написати кончину господина своего! Како не упадета ти зеници вкупе с слезами! Како же не урвется сердце твое от корения!" Он гиперболизирует чувство скорби и горя: "Отца бо оставити человек может, а добра господина не мощно оставити: аще бы лзе, и в гроб бы лезл с ним!"
Таким образом, "Житие Александра Невского" обнаруживает тесную связь как с агиографической литературой, так и с воинскими повестями. Его автором был житель Галицко-Волынской Руси, переселившийся вместе с митрополитом Кириллом III во Владимир. Исследователи установили связь стиля жития с Галицкой летописью, "Девгениевым деянием", "Историей Иудейской войны" Иосифа Флавия, "Сказанием о Борисе и Глебе" и паремийным чтением.
сходства:
1. смерть матери, жизнь с мачехой-царицей
2. соперничество в красоте.
3. говорящее зеркальце.
4. царица отправляет царевну в лес, чтобы убить, но та остается жива.
5. царица пытается убить ее сама и наконец при отравленного яблока ей это удается.
6. дело было зимой.
7. захоронение в хрустальном гробу.
8. царевны белы, чернобровы
9. царевен спасают царевичи.
10. злые царицы умирают в конце сказки
11. семь карликов и семь богатырей.
12. царь женится через год.
их не много, но они есть. например, одно из отличий можно заметить в названиях. "семь богатырей" и "семь гномов" – разница видна "невооруженным глазом". также в " " королевной было предпринято три попытки устранения главной положительной героини (задушить, причесать отравленным гребнем, отравить яблоком) , а в сказке александра сергеевича – лишь одна (отравить яблоком) . еще в этих произведениях различен процесс пробуждения царевны (белоснежки) . в "сказке " героиня просыпается потому, что царевич елисей разбивает гроб, а в " " от того, что слуги королевича по неосторожности споткнулись, и от сотрясения кусок отравленного яблока выпал изо рта молодой королевны. смерть царевны в этих сказках тоже обыграна по-разному. в одной (а. с. пушкина) царица умерла от горя, а в другой (соответственно, братьев гримм) к ней применяли жестокую пытку – заставляли танцевать в раскаленных башмаках до смерти.