- Почему крестьянин торжествует (радуется, ликует)?
(Наконец-то после длительной ненастной осени пришла долгожданная зима. Выпал глубокий снег, и установился санный путь. Поэтому крестьянин торжествует, радуется.)
- Испытываем ли мы такую радость с приходом зимы? Когда?
(В посёлок Приполярный можно попасть только по воздуху – вертолётом. А с наступлением зимы открывается зимник, по которому в поселок поступают промышленные товары и продукты питания. Люди могут свободно выехать из посёлка, не пользуясь воздушным транспортом.)
- Что ещё в этом отрывке подтверждает радость людей приходу зимы?
(На это указывает восклицание – Зима!..)
- Докажите, что крестьянин в этом году выезжает на санях в первый раз.
(Поскольку установившегося санного пути ещё нет, крестьянин обновляет путь, а лошадка “плетётся рысью как-нибудь…)
- Как вы думаете, куда он направляется?
(Возможно, что направляется крестьянин в лес, за дровами.)
- Почему крестьянского коня Пушкин называет лошадкой?
(Она, скорее всего, маленького роста, привыкшая к постоянному тяжёлому труду.)
- Как ведёт себя лошадка? Много ли ей приходится работать?
(Лошадка, как и хозяин, тоже рада приходу зимы. Она, почувствовав снег (“…снег почуя…”), без понукания хозяина, бежит рысью (легко), но не торопится. Заведомо зная о тяжёлом грузе, который ей придётся везти при возвращении домой. Она “ …плетётся рысью как-нибудь…”
- О чём говорится во второй части?
- Встречается ли в ней упоминание о лошадях?
- Кто же везёт кибитку?
- А почему кибитка удалая?
(Кибитка движется очень быстро, поэтому Пушкин написал летит.)
- Как нам автор показал, что кибитка движется очень быстро?
(Чтобы передать стремительность движения, поэт определяет слово кибитка эпитетом удалая, имея в виду не сам зимний экипаж, а лошадь, его везущую (метонимический перенос: кибитка удалая – лошадь удалая). На быструю езду указывают и слова “Бразды пушистые взрывая…”)
- Перед нами, читателями не простое перечисление примет наступившей зимы, а её поэтическое описание, поэтому здесь так уместно употребление старославянского варианта русского слова борозда ( бразды), которое придаёт торжественность художественной речи.
- Можно ли по тексту стихотворения определить, когда выпал снег: давно или накануне? Как он лежит на земле? Подтвердите свой ответ словами из текста.
(…Бразды пушистые взрывая…)
- Кто управляет кибиткой? Расскажите про ямщика. Каким вы его себе представляете?
- Кто главный участник в третьей части?
(Дети: дворовый мальчик.
Учитель: кого же в те времена называли дворовыми? Не все крестьяне жили в деревнях и занимались полевыми и другими работами. Некоторые из них не пахали землю, не растили и не убирали хлеб, а прислуживали в барском доме, работали на господском дворе.
Их называли дворовыми. Дворовый мальчик – сын крепостной прислуги сам маленький крепостной.)
- Чем занят дворовый мальчик? Расскажите о нём. Каким вы его видите в стихотворении?
- Почему слово “жучка” написано с маленькой буквы?
(Жучка – это не имя собственное, не кличка собаки, а только обозначение беспородной крестьянской собаки, поэтому Пушкин и пишет это слово с маленькой буквы.)
- Как вы считаете, будет ли мать ругать его за первые зимние проказы? Почему?
Наблюдение над рифмами стихотворения.
Работа в группах “Поэтическая мастерская”.
Задания для групп:
- Какой рифмой Пушкин пользуется в первом четверостишии? Во втором? В третьем? В заключительном двустишии?
(В первом четверостишии использована перекрёстная рифма, во втором – парная, в третьем – охватная, в заключительном двустишии – парная.
- Сопоставьте содержание картины, чувство и ритм. Сделайте вывод.
Вывод: В этом стихотворном отрывке перед нами, как мы выяснили, три картины, героями которых являются разные “лошадки”. Для каждой картины поэт выбрал свою рифму.
Вместе с учителем ученики делают заключение, что для первой лошадки, которая “плетётся …как-нибудь”, поэт выбрал перекрёстную рифму, может быть, чтобы подчеркнуть вялую монотонность её шага. Вторая лошадка несётся, летит – и поэт выбирает парную рифму для передачи её энергичного бега. Третья “лошадка” - дворовый мальчик – не плетётся монотонно, как первая лошадка, и не летит, как вторая, но бегает свободно, как хочет. Для создания этой картины автор использует охватную рифму, чтобы передать свободу передвижения. Последнее двустишье написано парной рифмой, которая сообщает строфе энергичный, подводящий итоги, характер.
Каждая рифма по-своему содержательна. Одна и та же рифма может обслуживать произведения совершенно разного содержания, но в то же время одна (перекрёстная) при для того, чтобы передавать чёткий ритм происходящего, другая (парная) – чтобы выражать какую-то длящуюся эмоцию, третья (охватная) – чтобы закольцовывать целый мир чувств в единую картину.
Петр Гринев — главное действующее лицо повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Перед читателем проходит весь жизненный путь главного героя, становление его личности, раскрывается его отношение к происходящим событиям, участником которых он является. Доброта матери и простота быта семьи Гриневых развили в Петруше мягкость и даже чувствительность. Он горит желанием отправиться в Семеновский полк, куда приписан с рождения, но мечтам о петербуржской жизни не суждено сбыться — отец решает отправить сына в Оренбург. И вот Гринев в Белогорской крепости. Вместо грозных, неприступных бастионов — деревушка, окруженная бревенчатым забором, с избами, крытыми соломой. Вместо строгого сердитого начальника — комендант, вышедший на учение в колпаке и халате, Вместо храброго войска — престарелые инвалиды. Вместо смертоносного оружия — старенькая, забитая мусором пушка. Жизнь в Белогорской крепости открывает перед юношей красоту жизни простых добрых людей, рождает радость общения с ними. «Другого общества в крепости не было; но я другого и не желал», — вспоминает Гринев, автор записок. Не военная служба, не смотры и парады привлекают молодого офицера, а беседы с милыми, простыми людьми, занятия литературой, любовные переживания. Именно здесь, в «бого крепости», в обстановке патриархального быта крепнут лучшие задатки Петра Гринева. Молодой человек полюбил дочь коменданта крепости Машу Миронову. Вера в ее чувства, искренность и честность стали причиной дуэли между Гриневым и Швабриным: Швабрин посмел посмеяться над чувствами Маши и Петра. Дуэль закончилась неудачно для главного героя. Во время выздоровления Маша ухаживала за Петром и это послужило сближению двух молодых людей. Однако, их желанию пожениться воспротивился отец Гринева, рассерженный дуэлью сына и не давший своего благословления на брак. Тихая и размеренная жизнь обитателей далекой крепости была прервана восстанием Пугачева. Участие в боевых действиях встряхнули Петра Гринева, заставили его задуматься над смыслом человеческого существования. Честным, порядочным, благородным человеком оказался сын отставного майора, не испугался грозного вида предводителя «шайки бандитов и бунтовщиков», посмел заступиться за свою любимую девушку, ставшую в один день сиротой. Ненависть и отвращение к жестокости и бесчеловечности, гуманность и доброта Гринева позволили ему не только сохранить свою жизнь и жизнь Маши Мироновой, но и заслужить уважение Емельяна Пугачева — руководителя восстания, мятежника, врага. Честность, прямодушие, верность присяге, чувство долга — вот черты характера, которые приобрел Петр Гринев, находясь на службе в Белогорской крепости.
- Кто главный участник действия в первой картине?
- Почему крестьянин торжествует (радуется, ликует)?
(Наконец-то после длительной ненастной осени пришла долгожданная зима. Выпал глубокий снег, и установился санный путь. Поэтому крестьянин торжествует, радуется.)
- Испытываем ли мы такую радость с приходом зимы? Когда?
(В посёлок Приполярный можно попасть только по воздуху – вертолётом. А с наступлением зимы открывается зимник, по которому в поселок поступают промышленные товары и продукты питания. Люди могут свободно выехать из посёлка, не пользуясь воздушным транспортом.)
- Что ещё в этом отрывке подтверждает радость людей приходу зимы?
(На это указывает восклицание – Зима!..)
- Докажите, что крестьянин в этом году выезжает на санях в первый раз.
(Поскольку установившегося санного пути ещё нет, крестьянин обновляет путь, а лошадка “плетётся рысью как-нибудь…)
- Как вы думаете, куда он направляется?
(Возможно, что направляется крестьянин в лес, за дровами.)
- Почему крестьянского коня Пушкин называет лошадкой?
(Она, скорее всего, маленького роста, привыкшая к постоянному тяжёлому труду.)
- Как ведёт себя лошадка? Много ли ей приходится работать?
(Лошадка, как и хозяин, тоже рада приходу зимы. Она, почувствовав снег (“…снег почуя…”), без понукания хозяина, бежит рысью (легко), но не торопится. Заведомо зная о тяжёлом грузе, который ей придётся везти при возвращении домой. Она “ …плетётся рысью как-нибудь…”
- О чём говорится во второй части?
- Встречается ли в ней упоминание о лошадях?
- Кто же везёт кибитку?
- А почему кибитка удалая?
(Кибитка движется очень быстро, поэтому Пушкин написал летит.)
- Как нам автор показал, что кибитка движется очень быстро?
(Чтобы передать стремительность движения, поэт определяет слово кибитка эпитетом удалая, имея в виду не сам зимний экипаж, а лошадь, его везущую (метонимический перенос: кибитка удалая – лошадь удалая). На быструю езду указывают и слова “Бразды пушистые взрывая…”)
- Перед нами, читателями не простое перечисление примет наступившей зимы, а её поэтическое описание, поэтому здесь так уместно употребление старославянского варианта русского слова борозда ( бразды), которое придаёт торжественность художественной речи.
- Можно ли по тексту стихотворения определить, когда выпал снег: давно или накануне? Как он лежит на земле? Подтвердите свой ответ словами из текста.
(…Бразды пушистые взрывая…)
- Кто управляет кибиткой? Расскажите про ямщика. Каким вы его себе представляете?
- Кто главный участник в третьей части?
(Дети: дворовый мальчик.
Учитель: кого же в те времена называли дворовыми? Не все крестьяне жили в деревнях и занимались полевыми и другими работами. Некоторые из них не пахали землю, не растили и не убирали хлеб, а прислуживали в барском доме, работали на господском дворе.
Их называли дворовыми. Дворовый мальчик – сын крепостной прислуги сам маленький крепостной.)
- Чем занят дворовый мальчик? Расскажите о нём. Каким вы его видите в стихотворении?
- Почему слово “жучка” написано с маленькой буквы?
(Жучка – это не имя собственное, не кличка собаки, а только обозначение беспородной крестьянской собаки, поэтому Пушкин и пишет это слово с маленькой буквы.)
- Как вы считаете, будет ли мать ругать его за первые зимние проказы? Почему?
Наблюдение над рифмами стихотворения.
Работа в группах “Поэтическая мастерская”.
Задания для групп:
- Какой рифмой Пушкин пользуется в первом четверостишии? Во втором? В третьем? В заключительном двустишии?
(В первом четверостишии использована перекрёстная рифма, во втором – парная, в третьем – охватная, в заключительном двустишии – парная.
- Сопоставьте содержание картины, чувство и ритм. Сделайте вывод.
Вывод: В этом стихотворном отрывке перед нами, как мы выяснили, три картины, героями которых являются разные “лошадки”. Для каждой картины поэт выбрал свою рифму.
Вместе с учителем ученики делают заключение, что для первой лошадки, которая “плетётся …как-нибудь”, поэт выбрал перекрёстную рифму, может быть, чтобы подчеркнуть вялую монотонность её шага. Вторая лошадка несётся, летит – и поэт выбирает парную рифму для передачи её энергичного бега. Третья “лошадка” - дворовый мальчик – не плетётся монотонно, как первая лошадка, и не летит, как вторая, но бегает свободно, как хочет. Для создания этой картины автор использует охватную рифму, чтобы передать свободу передвижения. Последнее двустишье написано парной рифмой, которая сообщает строфе энергичный, подводящий итоги, характер.
Каждая рифма по-своему содержательна. Одна и та же рифма может обслуживать произведения совершенно разного содержания, но в то же время одна (перекрёстная) при для того, чтобы передавать чёткий ритм происходящего, другая (парная) – чтобы выражать какую-то длящуюся эмоцию, третья (охватная) – чтобы закольцовывать целый мир чувств в единую картину.