Толстой описал в своем рассказе "кавказский пленник" о том, как жилин и костылин - два офицера из гарнизона - попали в татарский плен во времена войны на кавказе. они вместе ехали по опасной дороге, и когда горцы напали на жилина, костылин бросился спасать свою жизнь, даже не подумав товарищу. однако в плену жилин не пал духом, он все время думал над планом побега из неволи. при этом, как человек действия он все время чем-нибудь занимался: жителям аула, лепил из глины куколок, чинил какие-то вещи. жилин смог даже завести дружбу с татарской девочкой, что впоследствии спасло ему жизнь. ему приходилось надеяться только свою силу и смекалку, ведь жалея свою пожилую маму и понимая, что она не сможет собрать нужную сумму, он указал на письме с просьбой выкупа неверный адрес. костылин же, являясь по натуре человеком трусливым и нерешительным, оставался в сарае, дожидаясь, когда его выкупят. он надеялся на постороннюю . его медлительность и слабость стали причиной того, что их первый побег провалился. во второй раз бежать жилину дина – девочка, с которой он успел подружиться. костылин бежать отказался. в итоге жилин сбежал из плена один и добрался до гарнизона, а костылина выкупили лишь через месяц за пять тысяч, здоровье его было в плачевном состоянии. герои эти являются полными противоположностями: жилин – сильный и смелый человек, он смог изменить свою судьбу и выбраться из беды, а костылин опустил руки и отдался на милость судьбы, ожидая чужой . я считаю, что костылину серьезно повезло, ведь его могли и не выкупить, а при его человеческих качествах, долго бы в ауле он не прожил. читая рассказ, я сделал для себя вывод, что не бывает безвыходных ситуаций, и всегда нужно бороться до конца. толстой пытался донести через свое произведение, что человек – сам хозяин своей судьбы, и я с этим согласен.
Именно о счастливом детстве рассказывает нам в своей повести толстой. мы видим, что главного героя николеньку окружают любящие его люди – маменька, гувернер карл иванович, няня, отец, братья и сестры, бабушка. все они заботятся о мальчике, стремятся сделать все, чтобы он был счастлив. конечно, в жизни николеньки случаются и огорчения, неудачи, разочарования. однако из них он делает правильные выводы. это и мысль о том, что не нужно обижать тех, кто тебя любит (вспомним эпизод с карлом ивановичем) или кто слабее тебя (эпизод с иленькой грапом) . это и мысль, что ценность человека измеряется его душевными качествами, а не социальным положением (эпизод с няней натальей савишной) . это и горькое открытие, что близкие люди не всегда будут с тобой, что они смертны (смерть горячо любимой маменьки) и так далее на страницах этого произведения ласковый, впечатлительный, совестливый, добрый николенька иртеньев радуется и плачет, надеется и разочаровывается, здесь описаны его победы и первые горькие потери. сердце этого десятилетнего мальчика полно любви к окружающим людям, и он щедро делится ею с близкими. как трогательна его забота об учителе карле ивановиче: «дай бог ему счастия, дай мне возможность ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать ». любит николенька и природу: часами готов он наблюдать за суетливой жизнью муравейника, любоваться полетом бабочек, вдыхать аромат цветов. однако мальчики — не ангелы, и николенька, как и все его сверстники, и озорничает. но, совершив какой-нибудь проступок, «грех» , николенька искренне и глубоко раскаивается, переживает.