Оба произведения восходят к стихам древнеримского поэта Горация, но по всему строю “Памятника” Пушкина очевидно, что он мысленно обращался к Державину и его стихотворению.
В стихотворениях много общего:
они посвящены теме подведения итогов и оценки поэтом своего вклада в жизнь современного общества и будущих поколений;
оба поэта позиционируют себя по отношению к власти;
И Державин, и Пушкин видят свою заслугу не в совершенствовании поэтического мастерства, поэтической формы, даже не в развитии языка – а только в содержании тех мыслей, идей, которые считали себя вправе и решились высказать;
Пушкин, как и Державин, написал стихотворение из пяти строф, положив в основу торжественный ямб, подчеркнув этим свою связь с “учителем”.
Поэты единодушны в оценке поэтического слова как самого прочного, нетленного “материала”, памятник из которого переживёт века. Но Пушкину важно, что “не зарастёт к нему народная тропа”, он уже осознал себя как народный поэт. Он и власть поэта считает сродни власти пророка, и потому она выше “Алексанрийского столпа”.
Державин же, очевидно, не допускает возможности равнять поэта и власть, а мысль о превосходстве поэта вообще ему чужда. Причина разности оценок – в том, что Державин, бывший и личным секретарём Екатерины II, и придворным поэтом, самое большее, что мог позволить – “истину царям с улыбкой говорить”. Поэт видит свою заслугу в этом, а ещё в том, что “дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы (императрицы) возгласить”.
Оценка Пушкиным своего творчества включает как самый важный критерий – он “любезен народу” тем, что “чувства добрые…лирой пробуждал”. Он гордится, что в свой “жестокий век восславил…свободу И милость к падшим призывал”.
Очевидно, что пушкинское понимание роли поэта и его творчества более зрелое, глубокое и бескомпромиссное, чем державинское.
Стихотворение «Русь» было создано в период революции, когда выступления рабочих и крестьян кончились жутким подавлением со стороны властей. Блок горячо сопереживал народу и размышлял о трагической судьбе России, обусловленной исторически.
Бунты и жестокость с обеих сторон баррикад показали поэту, что Россия, несмотря на все свои положительные качества, находится в первобытном и диком состоянии, потому что не может найти своего пути. Это настроение отражено в тексте: мотив дороги и распутицы становится доминирующим в стихотворении.
Блок чувствовал, что для революции страна все еще не созрела, поэтому Русь в его произведении «дремлет».
Жанр, направление, размер
Философское стихотворение «Русь» было написано в революционный 1906 год и является ярким примером патриотического направления в творчестве Александра Блока. И хотя в нём отсутствует прямое описание происходящих на тот период времени трагических волнений в стране, в символичном междустрочии заключено задумчивое настроение поэта-романтика с горькими нотами тревоги за неизвестное будущее русского народа.
Стихотворный размер, четырехстопный ямб (ударение на втором слоге), чередующийся с пиррихием (два кратких безударных слога). Рифма перекрестная.
Композиция
Композиционно стихотворение делится на две образные части, которые связывает между собой центральная фигура лирического героя.
Первая, более скрытая, часть – это описание природного и исторического облика Руси с обращением к традициям фольклора.
Вторая же часть является задушевным ночным разговором лирического героя с самим собой.
Конец стихотворения почти вторит его началу, что говорит о том, что композиция также и кольцевая.
Образы и символы
Образ Руси. В густо раскинувшихся лесных дебрях, в журчаще разлившихся речных водах, в покрытых мхом липких болотах – во всём вокруг скрывается покойное таинство русской земли. Древняя чаровница Русь долгий путь от волшебных времён зловещих колдунов и тешащихся с разной нечистью на огненных шабашах ведьм до современной чудной России с богатейшими традициями и крепчайшими основами, унаследованными от многочисленных населяющих её и слившихся воедино народностей. При этом облик страны вовсе не идеализируется, она возвышенно-благородна одновременно с тем, что крайне бедна и облачена в нищенские ветхие лохмотья.
Во второй части произведения раскрывается образ лирического героя. Речь его схожа с искренней исповедью, в которой он предаётся размышлениям о собственном пройденном жизненном пути, оценивая всё уже случившееся с ним сквозь судьбу и характер своей необычайной родины. Главная загадка, ответ на которую он ищет на протяжении всего стихотворения, – как Россия может переживать столько многовековых сложностей и невзгод, и при этом не только сама оставаться чистой и нетронутой, но и постоянно души своих людей от губительного порока, ужасающего тем, что от него нет никакого возврата?
Основная идея
Главная мысль стихотворения «Русь» заключается в том, что по-настоящему любить можно только свою родину, только от неё стоит ждать взаимности. В этом кроется и ответ на загадку, возникшую в мыслях бредущего в сладкой полудрёме через погост к кладбищу лирического героя: русская земля берёт свои нескончаемые силы в том, что отдаёт их своему многострадальному народу.
Смысл авторской позиции заложен в том, что родина, разделяя с народом боль, исцеляет и свою душу. Даря необходимую поддержку, она крепнет и сама. Россия неразрывно связана с людьми и выражается в них. Хоть она и плутает в дебрях, ей все равно суждено пройти великий и многострадальный путь, который является праведным.
Оба произведения восходят к стихам древнеримского поэта Горация, но по всему строю “Памятника” Пушкина очевидно, что он мысленно обращался к Державину и его стихотворению.
В стихотворениях много общего:
они посвящены теме подведения итогов и оценки поэтом своего вклада в жизнь современного общества и будущих поколений;
оба поэта позиционируют себя по отношению к власти;
И Державин, и Пушкин видят свою заслугу не в совершенствовании поэтического мастерства, поэтической формы, даже не в развитии языка – а только в содержании тех мыслей, идей, которые считали себя вправе и решились высказать;
Пушкин, как и Державин, написал стихотворение из пяти строф, положив в основу торжественный ямб, подчеркнув этим свою связь с “учителем”.
Поэты единодушны в оценке поэтического слова как самого прочного, нетленного “материала”, памятник из которого переживёт века. Но Пушкину важно, что “не зарастёт к нему народная тропа”, он уже осознал себя как народный поэт. Он и власть поэта считает сродни власти пророка, и потому она выше “Алексанрийского столпа”.
Державин же, очевидно, не допускает возможности равнять поэта и власть, а мысль о превосходстве поэта вообще ему чужда. Причина разности оценок – в том, что Державин, бывший и личным секретарём Екатерины II, и придворным поэтом, самое большее, что мог позволить – “истину царям с улыбкой говорить”. Поэт видит свою заслугу в этом, а ещё в том, что “дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы (императрицы) возгласить”.
Оценка Пушкиным своего творчества включает как самый важный критерий – он “любезен народу” тем, что “чувства добрые…лирой пробуждал”. Он гордится, что в свой “жестокий век восславил…свободу И милость к падшим призывал”.
Очевидно, что пушкинское понимание роли поэта и его творчества более зрелое, глубокое и бескомпромиссное, чем державинское.
Объяснение:
Наверное правильно
Стихотворение «Русь» было создано в период революции, когда выступления рабочих и крестьян кончились жутким подавлением со стороны властей. Блок горячо сопереживал народу и размышлял о трагической судьбе России, обусловленной исторически.
Бунты и жестокость с обеих сторон баррикад показали поэту, что Россия, несмотря на все свои положительные качества, находится в первобытном и диком состоянии, потому что не может найти своего пути. Это настроение отражено в тексте: мотив дороги и распутицы становится доминирующим в стихотворении.
Блок чувствовал, что для революции страна все еще не созрела, поэтому Русь в его произведении «дремлет».
Жанр, направление, размер
Философское стихотворение «Русь» было написано в революционный 1906 год и является ярким примером патриотического направления в творчестве Александра Блока. И хотя в нём отсутствует прямое описание происходящих на тот период времени трагических волнений в стране, в символичном междустрочии заключено задумчивое настроение поэта-романтика с горькими нотами тревоги за неизвестное будущее русского народа.
Стихотворный размер, четырехстопный ямб (ударение на втором слоге), чередующийся с пиррихием (два кратких безударных слога). Рифма перекрестная.
Композиция
Композиционно стихотворение делится на две образные части, которые связывает между собой центральная фигура лирического героя.
Первая, более скрытая, часть – это описание природного и исторического облика Руси с обращением к традициям фольклора.
Вторая же часть является задушевным ночным разговором лирического героя с самим собой.
Конец стихотворения почти вторит его началу, что говорит о том, что композиция также и кольцевая.
Образы и символы
Образ Руси. В густо раскинувшихся лесных дебрях, в журчаще разлившихся речных водах, в покрытых мхом липких болотах – во всём вокруг скрывается покойное таинство русской земли. Древняя чаровница Русь долгий путь от волшебных времён зловещих колдунов и тешащихся с разной нечистью на огненных шабашах ведьм до современной чудной России с богатейшими традициями и крепчайшими основами, унаследованными от многочисленных населяющих её и слившихся воедино народностей. При этом облик страны вовсе не идеализируется, она возвышенно-благородна одновременно с тем, что крайне бедна и облачена в нищенские ветхие лохмотья.
Во второй части произведения раскрывается образ лирического героя. Речь его схожа с искренней исповедью, в которой он предаётся размышлениям о собственном пройденном жизненном пути, оценивая всё уже случившееся с ним сквозь судьбу и характер своей необычайной родины. Главная загадка, ответ на которую он ищет на протяжении всего стихотворения, – как Россия может переживать столько многовековых сложностей и невзгод, и при этом не только сама оставаться чистой и нетронутой, но и постоянно души своих людей от губительного порока, ужасающего тем, что от него нет никакого возврата?
Основная идея
Главная мысль стихотворения «Русь» заключается в том, что по-настоящему любить можно только свою родину, только от неё стоит ждать взаимности. В этом кроется и ответ на загадку, возникшую в мыслях бредущего в сладкой полудрёме через погост к кладбищу лирического героя: русская земля берёт свои нескончаемые силы в том, что отдаёт их своему многострадальному народу.
Смысл авторской позиции заложен в том, что родина, разделяя с народом боль, исцеляет и свою душу. Даря необходимую поддержку, она крепнет и сама. Россия неразрывно связана с людьми и выражается в них. Хоть она и плутает в дебрях, ей все равно суждено пройти великий и многострадальный путь, который является праведным.