Родословная писателя по мужской линии связана с именем гетмана П. К. Сагайдачного[9], хотя Георгий Максимович и не придавал этому большого значения: «Отец посмеивался над своим «гетманским происхождением» и любил говорить, что наши деды и прадеды пахали землю и были самыми обыкновенными терпеливыми хлеборобами…» Дед писателя был казаком, имел опыт чумака, перевозившего с товарищами товары из Крыма в глубь украинской территории, и познакомил юного Костю с украинским фольклором, чумацкими, казацкими песнями и историями, из которых наиболее запомнилась тронувшая его романтическая и трагическая история бывшего сельского кузнеца, а затем слепого лирника Остапа, потерявшего зрение от удара жестокого дворянина, соперника, вставшего на пути его любви к прекрасной благородной даме, которая затем умерла, не вынеся разлуки с Остапом и его мучений[10].
До того, как стать чумаком, дед писателя по отцу служил в армии при Николае I, попал во время одной из русско-турецких войн в турецкий плен и привёз оттуда суровую жену-турчанку Фатьму, принявшую в России крещение с именем Гонораты[10], так что у отца писателя украино-казацкая кровь смешана с турецкой. Отец изображён в повести «Далёкие годы» не очень практичным человеком свободолюбивого революционно-романтического склада и атеистом, что раздражало его тёщу, другую бабушку будущего писателя.
Гимназист К. Г. Паустовский (крайний слева) с друзьями.
Бабушка писателя по матери, Викентия Ивановна, жившая в Черкассах, была полькой, ревностной католичкой, бравшей внука-дошкольника при неодобрении его отца на поклонение католическим святыням в тогда российской части Польши, и впечатления от их посещения и встреченных там людей также глубоко запали в душу писателя. Бабушка всегда носила траур после разгрома польского восстания 1863 г., так как сочувствовала идее свободы Польши: «Мы были уверены, что во время восстания у бабушки убили жениха – какого-нибудь гордого польского мятежника, совсем не похожего на угрюмого бабушкиного мужа, моего деда – бывшего нотариуса в городе Черкассах». После поражения поляков от правительственных войск Российской империи активные сторонники польского освобождения испытывали неприязнь к угнетателям, и на католическом богомолье бабушка запрещала мальчику говорить по-русски, тогда как польским владел лишь в минимальной степени. Испугала мальчика и религиозная исступленность других католических паломников, и он один не выполнил требуемых обрядов, что бабушка объяснила дурным влиянием его отца, безбожника[10]. Польская бабушка изображается строгой, но доброй и внимательной. Её муж, второй дед писателя, был человеком неразговорчивым, жившим в своей комнате в мезонине уединённо, и общение с ним было у внуков не отмечено автором повести в качестве значительно повлиявшего на него фактора в отличие от общения с двумя другими членами той семьи — юной, красивой, весёлой, порывистой и музыкально одарённой тётей Надей, рано умершей, и её старшим братом, искателем приключений дядей Юзей — Иосифом Григорьевичем. Этот дядя получил военное образование и, имея характер неутомимого путешественника, не отчаивавшегося неудачливого предпринимателя, непоседы и авантюриста, надолго пропадал из родительского дома и неожиданно возвращался в него из самых дальних уголков Российской империи и остального мира, например, со строительства Китайско-Восточной железной дороги или поучаствовав в Южной Африке в англо-бурской войне на стороне малочисленных буров, стойко противостоявших завоевателям-англичанам, как полагала тогда либерально настроенная российская общественность, сочувствовавшая этим потомкам голландских переселенцев[6]. В свой последний приезд в Киев, пришедшийся на время произошедшего там вооружённого восстания в ходе Первой русской революции 1905—07гг., он неожиданно ввязался в события, наладив неудачную до того стрельбу восставших артиллеристов по правительственным зданиям и после поражения восстания вынужден был эмигрировать до конца жизни в страны Дальнего Востока. Все эти люди и события оказали влияние на личность и творчество писателя.
героев трагедии можно разделить на три группы: личности, такие как борис годунов, шуйский, воевода басманов, феодор годунов, самозванец, патриарх; вымышленные герои, прототипы которых были в : гаврила пушкин и курбский, два беглых монаха, летописец пимен. третья группа героев – люди своего времени, не оставившие следов в : юродивый, представители разных сословий. все герои действуют согласно замыслу и канве драмы.
жанр «бориса годунова» - трагедия.
содержание
действия поэмы отражают смутное время конца xvi – начала xvii веков. шуйский обвиняет бориса годунова в детоубийстве — по его вине не стало младенца-царевича, но народ требует его возведения на престол. годунов соглашается на трон. тем временем в чудовом монастыре инок григорий, узнав о происходящем совершает побег в москву. там он влюбляется в марину мнишек и они задумывают завладеть престолом. григорий объявляет себя царевичем дмитрием, заручается поддержкой поляков и литовцев, сеет смуту в народе.
самозванец идёт на москву войной, народ отрекается от годунова. войска бориса одерживают нелёгкую победу, но сам годунов умирает. семью годуновых объявляют проклятыми. бояре призывают простой люд чествовать лжедмитрия. но народ не так глуп — толпа остаётся безмолвной.
проблематика трагедии актуальна как для пушкина, так и в наши дни. основная проблема - взаимоотношения царя и народа. проблема честности людей, отягощённых властью, их верности и предательства (в образах бориса годунова, лжедмитрия, воеводы басманова, шуйского). проблема вины детей за грехи их родителей (сын и дочь годунова). проблема лжи во благо (годунов, лжедмитрий). проблема чистой совести (борис, басманов). проблема бремени и летописца (пимен). проблема любви ради выгоды (марина мнишек).
Родословная писателя по мужской линии связана с именем гетмана П. К. Сагайдачного[9], хотя Георгий Максимович и не придавал этому большого значения: «Отец посмеивался над своим «гетманским происхождением» и любил говорить, что наши деды и прадеды пахали землю и были самыми обыкновенными терпеливыми хлеборобами…» Дед писателя был казаком, имел опыт чумака, перевозившего с товарищами товары из Крыма в глубь украинской территории, и познакомил юного Костю с украинским фольклором, чумацкими, казацкими песнями и историями, из которых наиболее запомнилась тронувшая его романтическая и трагическая история бывшего сельского кузнеца, а затем слепого лирника Остапа, потерявшего зрение от удара жестокого дворянина, соперника, вставшего на пути его любви к прекрасной благородной даме, которая затем умерла, не вынеся разлуки с Остапом и его мучений[10].
До того, как стать чумаком, дед писателя по отцу служил в армии при Николае I, попал во время одной из русско-турецких войн в турецкий плен и привёз оттуда суровую жену-турчанку Фатьму, принявшую в России крещение с именем Гонораты[10], так что у отца писателя украино-казацкая кровь смешана с турецкой. Отец изображён в повести «Далёкие годы» не очень практичным человеком свободолюбивого революционно-романтического склада и атеистом, что раздражало его тёщу, другую бабушку будущего писателя.
Гимназист К. Г. Паустовский (крайний слева) с друзьями.
Бабушка писателя по матери, Викентия Ивановна, жившая в Черкассах, была полькой, ревностной католичкой, бравшей внука-дошкольника при неодобрении его отца на поклонение католическим святыням в тогда российской части Польши, и впечатления от их посещения и встреченных там людей также глубоко запали в душу писателя. Бабушка всегда носила траур после разгрома польского восстания 1863 г., так как сочувствовала идее свободы Польши: «Мы были уверены, что во время восстания у бабушки убили жениха – какого-нибудь гордого польского мятежника, совсем не похожего на угрюмого бабушкиного мужа, моего деда – бывшего нотариуса в городе Черкассах». После поражения поляков от правительственных войск Российской империи активные сторонники польского освобождения испытывали неприязнь к угнетателям, и на католическом богомолье бабушка запрещала мальчику говорить по-русски, тогда как польским владел лишь в минимальной степени. Испугала мальчика и религиозная исступленность других католических паломников, и он один не выполнил требуемых обрядов, что бабушка объяснила дурным влиянием его отца, безбожника[10]. Польская бабушка изображается строгой, но доброй и внимательной. Её муж, второй дед писателя, был человеком неразговорчивым, жившим в своей комнате в мезонине уединённо, и общение с ним было у внуков не отмечено автором повести в качестве значительно повлиявшего на него фактора в отличие от общения с двумя другими членами той семьи — юной, красивой, весёлой, порывистой и музыкально одарённой тётей Надей, рано умершей, и её старшим братом, искателем приключений дядей Юзей — Иосифом Григорьевичем. Этот дядя получил военное образование и, имея характер неутомимого путешественника, не отчаивавшегося неудачливого предпринимателя, непоседы и авантюриста, надолго пропадал из родительского дома и неожиданно возвращался в него из самых дальних уголков Российской империи и остального мира, например, со строительства Китайско-Восточной железной дороги или поучаствовав в Южной Африке в англо-бурской войне на стороне малочисленных буров, стойко противостоявших завоевателям-англичанам, как полагала тогда либерально настроенная российская общественность, сочувствовавшая этим потомкам голландских переселенцев[6]. В свой последний приезд в Киев, пришедшийся на время произошедшего там вооружённого восстания в ходе Первой русской революции 1905—07гг., он неожиданно ввязался в события, наладив неудачную до того стрельбу восставших артиллеристов по правительственным зданиям и после поражения восстания вынужден был эмигрировать до конца жизни в страны Дальнего Востока. Все эти люди и события оказали влияние на личность и творчество писателя.
Объяснение:
ответ:
борис годунов
героев трагедии можно разделить на три группы: личности, такие как борис годунов, шуйский, воевода басманов, феодор годунов, самозванец, патриарх; вымышленные герои, прототипы которых были в : гаврила пушкин и курбский, два беглых монаха, летописец пимен. третья группа героев – люди своего времени, не оставившие следов в : юродивый, представители разных сословий. все герои действуют согласно замыслу и канве драмы.
жанр «бориса годунова» - трагедия.
содержание
действия поэмы отражают смутное время конца xvi – начала xvii веков. шуйский обвиняет бориса годунова в детоубийстве — по его вине не стало младенца-царевича, но народ требует его возведения на престол. годунов соглашается на трон. тем временем в чудовом монастыре инок григорий, узнав о происходящем совершает побег в москву. там он влюбляется в марину мнишек и они задумывают завладеть престолом. григорий объявляет себя царевичем дмитрием, заручается поддержкой поляков и литовцев, сеет смуту в народе.
самозванец идёт на москву войной, народ отрекается от годунова. войска бориса одерживают нелёгкую победу, но сам годунов умирает. семью годуновых объявляют проклятыми. бояре призывают простой люд чествовать лжедмитрия. но народ не так глуп — толпа остаётся безмолвной.
проблематика трагедии актуальна как для пушкина, так и в наши дни. основная проблема - взаимоотношения царя и народа. проблема честности людей, отягощённых властью, их верности и предательства (в образах бориса годунова, лжедмитрия, воеводы басманова, шуйского). проблема вины детей за грехи их родителей (сын и дочь годунова). проблема лжи во благо (годунов, лжедмитрий). проблема чистой совести (борис, басманов). проблема бремени и летописца (пимен). проблема любви ради выгоды (марина мнишек).