1. Монолог вызван тем, что Чацкий только что вернулся из путешествия, 3 года он не был в Москве. Он предполагает, что за эти три года никаких существенных изменений не произошло и в общем-то оказался прав. 2. Монолог входит в диалог между Чацким и Софьей, длится на протяжении всего явления 7. 3. Чацкий убеждён, что в Москве за время его отсутствия ничего не изменилось: что Фамусов всё так же посещает Английский клуб; что в городе так же, как и раньше стараются удивить гостей чем-то необычным и мошенничают ради этого (например, прячут человека, который среди зимы щёлкает соловьём) ; что здесь, как и прежде, полно врагов образования – в общем, в том, что за время его отсутствия нравственные устои фамусовского общества не изменились, что барская Москва живёт так же, как и прежде, за счёт крепостных, что здесь по-прежнему ценятся чины и богатство) 4. Несмотря на то, что Чацкий ничего нового не ожидает увидеть в барской Москве, он взволнован встречей с Софьей, напоминает ей те счастливые моменты, которые они пережили совместно до его отъезда, ему радостно вспоминать говорит он живо, характеристики его остры и метки, он счастлив от того, что вернулся домой (И дым Отечества нам сладок и приятен!) , увидел любимую девушку, но и насторожен холодностью Софьи.
Равнодушие… Жестокость… Что мы понимаем под этими словами? Я думаю, что равнодушие – это безучастное, пассивное отношение ко всему происходящему, а жестокость – высшее проявление бесчеловечности, желание причинить страдание любому живому существу. Тогда какой смысл несут эти слова? Мне кажется, очень важный: безразличие чаще всего и является признаком эгоизма, причиняющим душевную боль людям. А актуально ли сегодня среди суеты и быстротечности жизни обращаться к подобным злым порокам? Конечно. Об этом и высказывание М.Уилсона: «Равнодушие – есть наивысшая жестокость». И как не согласиться с этим утверждением, когда свидетельством сказанному являются сюжеты художественных произведений!
Предлагаю вспомнить рассказ Л. Куликовой «Свиделись». Долгие годы главный герой, Толик, устраивая свою личную жизнь, совершенно не вспоминал о матери. Да, он знал, что она живет где-то в далекой деревне в захудалом домишке, а как живет, с кем, и, главное, с чем – его не интересовало. И только идиллия семейного очага натолкнула на мысль о матери. Приехал, повидал, но та сделала вид, что не узнала, сказав обидные для него слова о том, что-де у нее нет сына, потому что, если бы был, то он заботился бы о ней, как когда-то она о своем собственном ребенке. Этот отчаянный и смелый поступок матери – ответ на безразличие Толика, на утрату с его стороны любить и ценить близких людей, дорожить ими им, выражать беспокойство. Как прав был Ги де Мопассан, говоря когда-то: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»!
2. Монолог входит в диалог между Чацким и Софьей, длится на протяжении всего явления 7.
3. Чацкий убеждён, что в Москве за время его отсутствия ничего не изменилось: что Фамусов всё так же посещает Английский клуб; что в городе так же, как и раньше стараются удивить гостей чем-то необычным и мошенничают ради этого (например, прячут человека, который среди зимы щёлкает соловьём) ; что здесь, как и прежде, полно врагов образования – в общем, в том, что за время его отсутствия нравственные устои фамусовского общества не изменились, что барская Москва живёт так же, как и прежде, за счёт крепостных, что здесь по-прежнему ценятся чины и богатство)
4. Несмотря на то, что Чацкий ничего нового не ожидает увидеть в барской Москве, он взволнован встречей с Софьей, напоминает ей те счастливые моменты, которые они пережили совместно до его отъезда, ему радостно вспоминать говорит он живо, характеристики его остры и метки, он счастлив от того, что вернулся домой (И дым Отечества нам сладок и приятен!) , увидел любимую девушку, но и насторожен холодностью Софьи.
Равнодушие… Жестокость… Что мы понимаем под этими словами? Я думаю, что равнодушие – это безучастное, пассивное отношение ко всему происходящему, а жестокость – высшее проявление бесчеловечности, желание причинить страдание любому живому существу. Тогда какой смысл несут эти слова? Мне кажется, очень важный: безразличие чаще всего и является признаком эгоизма, причиняющим душевную боль людям. А актуально ли сегодня среди суеты и быстротечности жизни обращаться к подобным злым порокам? Конечно. Об этом и высказывание М.Уилсона: «Равнодушие – есть наивысшая жестокость». И как не согласиться с этим утверждением, когда свидетельством сказанному являются сюжеты художественных произведений!
Предлагаю вспомнить рассказ Л. Куликовой «Свиделись». Долгие годы главный герой, Толик, устраивая свою личную жизнь, совершенно не вспоминал о матери. Да, он знал, что она живет где-то в далекой деревне в захудалом домишке, а как живет, с кем, и, главное, с чем – его не интересовало. И только идиллия семейного очага натолкнула на мысль о матери. Приехал, повидал, но та сделала вид, что не узнала, сказав обидные для него слова о том, что-де у нее нет сына, потому что, если бы был, то он заботился бы о ней, как когда-то она о своем собственном ребенке. Этот отчаянный и смелый поступок матери – ответ на безразличие Толика, на утрату с его стороны любить и ценить близких людей, дорожить ими им, выражать беспокойство. Как прав был Ги де Мопассан, говоря когда-то: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»!
Объяснение: