Педагог, по мнению В.П. Вахтерова, должен ставить «в основу воспитания стремление ребенка к развитию».1 Этой цели и служат уроки-исследования. Для учеников средней школы, как считают психологи, характерно исследовательское отношение к изучаемому материалу. «Самое интересное изложение для подростка то, в котором не все доказано»,2 – писал другой замечательный педагог В.А. Сухомлинский. Поэтому именно урок-исследование может ученику «стать мыслителем и открывателем истин». Чтобы «вывести подростка на эту своеобразную вершину», нужно, по мнению педагога, вызвать «чувство удивления…тем, что в обычных, ничем не примечательных вещах таится источник значительных мировоззренческих истин». Таким образом, данная форма урока позволяет более эффективно изучать художественное произведение, так как создаются условия для формирования навыка понимания текста. Также в ходе совместного с учителем исследования учащиеся включаются в новый вид познавательной деятельности. Но при всех достоинствах такого урока у учителя есть опасения, как уложить столь объемный материал в рамки одного часа. В этом нам компьютерные технологии, а также часть материала была вынесена за рамки этого урока. Так, знакомство с устаревшими словами из возможно при повторении раздела «Лексика» в начале учебного года. А с летописным источником учащиеся познакомились и попытались его перевести при изучении темы «Русские летописи». Все это позволило сосредоточить внимание на главном – художественных особенностях текста. А внимательное отношение к слову таких великих художников, как А.С.Пушкин саморазвитию читателей, восхождению к тому, что мы называем духовностью. Цель: открыть для себя Пушкина, то есть стать «более русским и более образованным, более свободным человеком»34
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.
ответ: Бабочка
Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет
Дождь, земля, растения.
О растениях
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я ...
(Подосиновик)
Не огонь, А жжется.
(Крапива)
На зеленой ветке
В бежевой беретке
Всем твердит крепыш:
- я буду
Стройным и могучим дубом!
(Желудь)
Вырос в поле дом -
полон дом зерном.
Стены позолочены,
ставни заколочены.
И стоит новый дом на столбе золотом.
(Колосок)
А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки.
(Мухомор)
Разломился тесный домик
На две половинки,
И посыпались оттуда
Бусинки - дробинки.
Бусинки зеленые,
Сладкие ядреные.
(Горох)
Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(Береза)
Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
(Ирис)
Что летом и зимой
В рубахе одной?
(Ель, сосна)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем грустит, никому не говорит.
(Ива)
стремление ребенка к развитию».1 Этой цели и служат уроки-исследования. Для учеников
средней школы, как считают психологи, характерно исследовательское отношение к
изучаемому материалу. «Самое интересное изложение для подростка то, в котором не все
доказано»,2
– писал другой замечательный педагог В.А. Сухомлинский. Поэтому именно
урок-исследование может ученику «стать мыслителем и открывателем истин».
Чтобы «вывести подростка на эту своеобразную вершину», нужно, по мнению педагога,
вызвать «чувство удивления…тем, что в обычных, ничем не примечательных вещах таится
источник значительных мировоззренческих истин». Таким образом, данная форма урока
позволяет более эффективно изучать художественное произведение, так как создаются
условия для формирования навыка понимания текста. Также в ходе совместного с учителем
исследования учащиеся включаются в новый вид познавательной деятельности. Но при всех
достоинствах такого урока у учителя есть опасения, как уложить столь объемный материал в
рамки одного часа. В этом нам компьютерные технологии, а также часть материала
была вынесена за рамки этого урока. Так, знакомство с устаревшими словами из
возможно при повторении раздела «Лексика» в начале учебного года. А с летописным
источником учащиеся познакомились и попытались его перевести при изучении темы
«Русские летописи». Все это позволило сосредоточить внимание на главном –
художественных особенностях текста. А внимательное отношение к слову таких великих
художников, как А.С.Пушкин саморазвитию читателей, восхождению к тому, что
мы называем духовностью.
Цель: открыть для себя Пушкина, то есть стать «более русским и более образованным, более
свободным человеком»34