Написать сочинение на тему: «Нравственно-философская идея повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Примерный план.
Вступление. Какое место в русской литературе 19 века занимает тема «маленького человека»? Кто из писателей в своём творчестве затрагивал эту тему? (2-3 предложения).
Основная часть.
А) Почему А.С. Пушкин сделал своим героем простого смотрителя? (2-3 предл.).
Б) Почему автор «сталкивает» в своем произведении гусарского ротмистра и чиновника 14 класса? (3 предл.).
В) В чём заключается смысл поведения Дуни; почему она не посчиталась с чувствами отца? Какие ошибки допустил Вырин в воспитании дочери? (4 предл.).
Г) Какую роль играют в повести картинки с изображением сюжета притчи о блудном сыне, украшающие комнату Вырина? Какую мысль выражает эта деталь? (4-5 предл.).
3. Заключение. Какая нравственно-философская идея кроется в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»? (3 предл.).
Картин Никифора Крылова известно очень мало, «Русская зима» — наиболее значительная из них. В документах Общества поощрения художников, покровительством которого пользовался Крылов, сохранились сведения об истории написания этого пейзажа. Когда у молодого художника возникло намерение исполнить с натуры зимний вид, нашлись меценаты, готовые ему в этом. По выборе Крыловым места около Тосны ему выстроили там целую мастерскую, «дав художнику и содержание во все время его занятий». В течение месяца картина была закончена, и после появления ее на выставке Академии художеств в 1827 произвела на зрителей сильное впечатление.
Работая над пейзажем, Крылов оставался верен принципу, внушенному ему Венециановым, «ничего не изображать иначе чем в натуре является и повиноваться ей одной». Художник писал ландшафт с высокого берега, и это позволило ему представить широкую панораму местности. С косогора дорога спускается в пойму реки Тосны с берегами, поросшими кустарником, вдали видна темная полоса густого хвойного леса. Живописец тонко почувствовал состояние природы в зимний день. На снегу лежат голубоватые тени, небо покрыто облаками, предметы четко вырисовываются на фойе снега. Пейзаж оживляют фигуры людей, занятых повседневными делами: здесь и две женщины, встретившиеся на пути к проруби, где полощут белье, и статная крестьянка с деревянными ведрами на коромысле, и молодой крестьянин, ведущий под уздцы лошадь. Зоркость натурного наблюдения сочетается у Крылова с поэтичностью общего настроения, одушевляющего пейзаж.