Главный герой романа - мальчик антон рыбаков. его отец - заместитель главного инженера на строительстве электростанции в сибири. его мама работает врачом. антон учится в школе и занимается дополнительно французским языком у учительницы анны робертовны. у антона есть дедушка - папин отец. он генерал и живет вмоскве. однажды дедушка, выйдя в отставку, приезжает в сибирь. начинается совместное проживание, и дедушка показывает свои умения и способности: он готовит вкусную еду, чисто убирает дом, учит внука закаляться, лечит его, когда антон болеет, ему в учебе. в класе антона все уважают из-за того,что у него такой необыкновенный дедушка, его даже называют "генералом". антон хвастается дедушкой. а дед тем временем устраивается на работу простым кладовщиком. и антон начинает его стесняться. но тогда дедушка ему объясняет, что любая работа почетна, и антон это понимает. на зимние каникулы дедушка повез антона в москву. они живут в дедушкиной квартире, и антон всё больше узнаёт о дедушке. оказывается, его дедушка - не просто генерал, а ещё и ученый, кандидат наук. испытатель пушек. антон знакомится с друзьями дедушки, тоже генералами. дедушка много рассказывает антону о своей жизни. о том, как он воевал в испании, как познакомился с бабушкой антона, о великой отечественной войне. они совершают прогулки и экскурсии по москве, посещают музеи, памятник неизвестному когда они возвращаются обратно в сибирь, дедушка рассказывает внуку "военную тайну", которую давно обещал рассказать ему. оказывается, дедушка - не родной антону. когда-то, в годы войны, он усыновил его папу. дело было так: они отступали после боя, и он увидел на дороге мертвую женщину, возле которой был трехлетний мальчик сережа. этого ребенка дедушка антона, тогда еще молодой майор, отправил к своей семье, в тыл. теперь дедушка разыскал настоящего отца сергея - папы антона. и он приехал к ним в сибирь. вскоре дедушка умирает. это стало большим ударом и тяжелой невосполнимой потерей для всей семьи.
мы тоже кручкоу, якi прыязджае на разгляд справы лiпскага i пратасавiцкага, паводзiць сабе нахабным чынам, дзейнiчае ад iмя "найяснейшай кароны", увесь час спасылаючыся на "усемiлайсцiвейшыя царскiя указы". паводзiны кручкова сярод шляхты -- з'едлiвая пародыя на правасуддзе. не паспеу ён пачаць "разбiрацельства", а ужо гучыць яго загад, каб шляхта несла хабар. кручкоу добра ведае натуру цемнай шляхты i упэунены, што кожны вытрасе кашалёк, каб не быць бiтым лазой. нахабству i цынiзму кручкова няма межау. ён так вольна адчувае сябе сярод цемнай, запалоханай яго прыгаворамi i штрафамi шляхты што не лiчыць патрэбным захоуваць нават знешнюю форму правасуддзя. ён аб'яуляе вiнаватым тых, хто нi якiх адносiн да справы не мае. у знешнiм аблiччы кручкова вiдаць камiчнае завастрэнне. аутар звяртае увагу на яго доугiя вусы. кручкоу -- вобраз гратэскавы . у iм сабрана самае характэрнае для царскага чыноунiцтва. марцiнкевiч сiмпатызуе асобным прадстаунiкам шляхты -- якiя менш "хварэюць на шляхецтва". гэта грышка i марыся. вышэй за усе яны ставяць свае шчасце, свае пачуццi. грышка i марыся – станоучыя героi камедыi. яны пратэстуюць устарэлых поглядау i звычаяу. маладыя людзi успрымаюць недарэчнасць старых саслоуных традыцый не столькi разумам колькi сэрцам. яны яшчэ не узнiмаюцца да усвядомленага пратэсту аджыушых форм жыцця. свае шчасце хочуць уладзiць з дапамогай станавого прыстава якога задобрываюць хабарам.