Ирика Лермонтова носит новаторский характер. Она отличается интимностью, глубиной поставленных вопросов, психологизмом. Творчество этого поэта, с одной стороны, ставит вечные проблемы, волнующие человека во все времена. С другой стороны, она очень актуальна, потому что затрагивала животрепещущие темы 30-ых годов19 века. Через все творчество Лермонтова проходит одна сквозная тема – раздумье о судьбах его поколения. Ей посвящено много стихотворений поэта. Одними из самых ярких являются «Дума» и «Бородино». Несмотря на то, что эти произведения рисуют разные эпохи (Отечественная война 1812 года и молодое поколение 30-ых годов), они посвящены одной теме – упреку современной Лермонтову молодежи. «Бородино» воспевает героизм русских воинов в войне против Наполеона: Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! Рассказчик, пожилой солдат войну 1812 года, осуждает молодое поколение: «Богатыри - не вы!» Он описывает подвиги стариков, упрекая тем самым людей, пришедших им на смену. Новое поколение, по мнению рассказчика и самого поэта, навряд ли смогло бы отстоять Родину в борьбе с Наполеоном. Лермонтов показывает, что все воины: и солдаты, и офицеры - слились в едином порыве. Они не могли допустить даже мысли о победе врага, о том, что они «отдадут Москву»: И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!" И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Сами солдаты торопили и подгоняли своих командиров – им не терпелось вступить в бой, отстоять свою Родину. То, что им это не удалось, - не их вина, утверждает рассказчик. На то была «божья воля», то есть желание небес, изменить которое людям не под силу. А все, что было в руках самих солдат, они выполнили с честью. «Дума» обращена к современности поэта. В образе героя Лермонтова перед нами возникает человек, который был типичен для того времени. Он сформировался в ту эпоху, когда нравственные ценности стали терять свою значимость. Горечь и боль за поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности, отнимающей у человека возможность действия, борьбы, звучит в «Думе». У поколения поэта отнята возможность деятельного участия в жизни, оно обречено быть всего лишь наблюдателем. У него нет ясных идеалов. Поэт говорит о противоречии между внутренними силами, жаждой жизни и невозможностью все это осуществить. Это противоречие накладывает неумолимый отпечаток на сам облик поколения, иссушает его душу, подрывает энергию и цельность чувств: И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Лермонтов делает горький вывод о том, что его поколение ничего не оставит в истории. Про современников поэта забудут, не будут вспоминать ни добрым словом, ни плохим. А что может быть хуже равнодушия и безразличия? И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом. Таким образом, «Бородино» и «Дума» М.Ю. Лермонтова посвящены одной теме. В них поэт обращается к современному ему поколению. Он осуждает и печалится о судьбе своих ровесников, которые умрут в забвении. Они не оставят после себя ничего хорошего, полезного, доброго, как, впрочем, и ничего дурного. Об этом поколении просто забудут, как о пустом месте, вычеркнут его из истории. Показывая же славные времена войны 1812 года, Лермонтов выражает свой идеал, ставит в пример молодежи то поколение стариков. Можно сказать, что, отрицая и осуждая, Лермонтов создает свой образец, рисует то, каким бы он хотел видеть поколение 30-ых годов 19 века. Поэтому, на мой взгляд, можно говорить о гражданственной направленности стихотворений «Дума» и «Бородино».
Л.Н. Толстой считал, что для зачина романа должна быть найдена такая обстановка, чтобы из нее, «как из фонтана», разбрызгивалось действие «в разные места, где будут играть роль разные лица». Именно поэтому роман начинается с описания вечера в салоне А.П. Шерер. Автор постоянно подчеркивает разницу между тем, что говорят и какговорят. Москва в русской литературе традиционно изображалась в сравнении с Петербургом: Москва всем русским городам – мать и европейский Петербург с его изысканностью и холодностью как воплощение власти, бюрократии и закона. Такое противопоставление легко обнаружить и Л.Н. Толстого.
Через все творчество Лермонтова проходит одна сквозная тема – раздумье о судьбах его поколения. Ей посвящено много стихотворений поэта. Одними из самых ярких являются «Дума» и «Бородино».
Несмотря на то, что эти произведения рисуют разные эпохи (Отечественная война 1812 года и молодое поколение 30-ых годов), они посвящены одной теме – упреку современной Лермонтову молодежи.
«Бородино» воспевает героизм русских воинов в войне против Наполеона:
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Рассказчик, пожилой солдат войну 1812 года, осуждает молодое поколение: «Богатыри - не вы!» Он описывает подвиги стариков, упрекая тем самым людей, пришедших им на смену. Новое поколение, по мнению рассказчика и самого поэта, навряд ли смогло бы отстоять Родину в борьбе с Наполеоном.
Лермонтов показывает, что все воины: и солдаты, и офицеры - слились в едином порыве. Они не могли допустить даже мысли о победе врага, о том, что они «отдадут Москву»:
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Сами солдаты торопили и подгоняли своих командиров – им не терпелось вступить в бой, отстоять свою Родину. То, что им это не удалось, - не их вина, утверждает рассказчик. На то была «божья воля», то есть желание небес, изменить которое людям не под силу. А все, что было в руках самих солдат, они выполнили с честью.
«Дума» обращена к современности поэта. В образе героя Лермонтова перед нами возникает человек, который был типичен для того времени. Он сформировался в ту эпоху, когда нравственные ценности стали терять свою значимость.
Горечь и боль за поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности, отнимающей у человека возможность действия, борьбы, звучит в «Думе». У поколения поэта отнята возможность деятельного участия в жизни, оно обречено быть всего лишь наблюдателем. У него нет ясных идеалов. Поэт говорит о противоречии между внутренними силами, жаждой жизни и невозможностью все это осуществить. Это противоречие накладывает неумолимый отпечаток на сам облик поколения, иссушает его душу, подрывает энергию и цельность чувств:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Лермонтов делает горький вывод о том, что его поколение ничего не оставит в истории. Про современников поэта забудут, не будут вспоминать ни добрым словом, ни плохим. А что может быть хуже равнодушия и безразличия?
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Таким образом, «Бородино» и «Дума» М.Ю. Лермонтова посвящены одной теме. В них поэт обращается к современному ему поколению. Он осуждает и печалится о судьбе своих ровесников, которые умрут в забвении. Они не оставят после себя ничего хорошего, полезного, доброго, как, впрочем, и ничего дурного. Об этом поколении просто забудут, как о пустом месте, вычеркнут его из истории. Показывая же славные времена войны 1812 года, Лермонтов выражает свой идеал, ставит в пример молодежи то поколение стариков.
Можно сказать, что, отрицая и осуждая, Лермонтов создает свой образец, рисует то, каким бы он хотел видеть поколение 30-ых годов 19 века. Поэтому, на мой взгляд, можно говорить о гражданственной направленности стихотворений «Дума» и «Бородино».