«Иваново детство»-первая полнометражная картина Андрея Тарковского. По своему сюжету, внешне, она оказалась наиболее понятной, а потому и самой известной и популярной среди советского кинозрителя. В нашей стране ее трактовали с точки зрения героической борьбы 12-летнего мальчика Ивана за освобождение Родины от фашистских войск. Тема эта была особенно актуальна, со дня окончания войны еще не так много времени (премьера состоялась в 1962 г.), и поколение детей, выросших во время войны, хорошо помнило то тяжелое и страшное время. Но вот другую линию, скрытую за внешней, внутренний лейтмотив картины о психологическом воздействии войны, о разрушении человеческой души, ужасе, коверкающем сознание и лишающем детства детей, оставляя после себя внутри лишь выжженную пустыню (характерные кадры с обгорелым деревом) — увидели не все и отчего-то не подчеркивали ее глубокую экзистенциальную значимость.
В своем дебютном фильме четко виден автор будущего «Андрея Рублева» и «Соляриса». Ставка не на демагогию, идеологию и пафос, а на реальные переживания и чувства, на яркий символизм-каждый кадр здесь важен в канве повествования. Образы, символы для более яркого и глубокого восприятия действительности. С снов маленького Вани режиссер пытается показать жизнь души, переложить ее на язык образов и звуков, и у него это получилось совершить очень красиво. После просмотра фильма, наряду с чувствами сопереживания жертвам войны, их страданиям и изломанным судьбам, возмущения и ярости от зверств войны, остается некое чувство чистоты и спокойствия, ощущения, будто прикоснулся к первозданной красоте. Все это-результат мастерской работы Художника Тарковского. Он чередует эмоциональные впечатления- вот маленький мальчик отправляется через темное болото в тыл к немцам на верную гибель, и тут же камера выхватывает водную гладь, отражение деревьев и спокойное движение веток по ней. Прекрасная, спокойная в своем величии и вечности природа. И вода — один из любимейших предметов интереса Тарковского. Вода как символ жизни, мудрости и памяти. Вода-отражение души.
Березовый лес — из него сложены землянки для военных, оно стало средством, использующимся для такого противоестественного дела, как война- и тут же кадры романтической встречи капитана Холина и девушки Маши в березовом лесу. И здесь уже это место спокойствия и гармонии, то пространство, где зарождаются любовь и счастье.
И самые запоминающиеся по своей красоте и смыслу моменты- это сны Ивана. Воспоминания колодца, как древнего источника мудрости и истины. Поездка в кузове машины, доверху набитой яблоками рядом с сестрой, ставшей очередной невинной жертвой войны- искренняя детская радость, улыбки и отливающие чистым золотым светом яблоки на фоне идущего дождя, теплого и свежего.
Яблоки, просыпающиеся на дорогу, и подходящие к ним лошади — живые существа, издавна символизирующие доброту и ум, верные человека.
В финальной сцене — провозглашение Тарковским идеи вечности- жизнь не заканчивается с физической смертью, и бескрайняя водная гладь с бегущими по ней детьми символизирует это.
«Иваново детство» оставляет впечатление классического произведения, воспринимается как некая мелодия, плавная и размеренная, но прерываемая злостью и ужасом входящей в него суровой реальности. Реальности, в которой детство разрушается, а от живых людей остаются лишь папки с подписью: «расстрелян» или «казнен». Но это лишь одна из сторон многогранной жизни, в которой есть место для прекрасного, вечного, светлого.
Украина и народ в повести Гоголя «Тарас Бульба» Величайший русский писатель Николай Гоголь был родом из Украины. Он любил свой край, интересовался его историей, обычаями и обрядами, увлекался мужественным и вольнолюбивым украинским народом, прославлял его в своих произведениях.
С необычной художественной силой и полнотой Н. Гоголь отобразил «историю народа… в ясном величии» в повести «Тарас Бульба» .
С восхищением писатель изображает безграничную украинскую степь («Черт вас возьми, степи, какие вы красивы!» , «Вся поверхность земли казалась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов») , могучий Днепр («Он веял холодными волнами и расстилался ближе, ближе и, наконец, охватил половину всей поверхности земли») . Но цель его рассказа — описать Запорожскую Сечь — колыбель гордого казацкого духа («Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!») . М. Гоголь показывает уклад Запорожской Сечи, быт, обычаи казаков, их военные походы и подвиги. Реальные события и художественный вымысел переплелись в единственное, законченное целое: перед читателями появилось начало народно-освободительного движения в Украине в конце 30-х — началу 40-х годов XVII века. Его голос полнится сожалением по поводу того, что были жестокие времена.
Главные герои повести «Тарас Бульба» , «хотя и погибают физически, остаются в народной памяти бессмертными, потому что убежденны, что «не погибнет ни одно великодушное дело» . Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не бесполезна, а нужна для будущей победы. В этой вере в бессмертие народа — настоящий оптимизм повести, ее героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало. Всему миру Гоголь доказал, что есть Украина и украинцы как нация, а не жители южных окраин, «малороссы» или «хохлы» . .
«Иваново детство»-первая полнометражная картина Андрея Тарковского. По своему сюжету, внешне, она оказалась наиболее понятной, а потому и самой известной и популярной среди советского кинозрителя. В нашей стране ее трактовали с точки зрения героической борьбы 12-летнего мальчика Ивана за освобождение Родины от фашистских войск. Тема эта была особенно актуальна, со дня окончания войны еще не так много времени (премьера состоялась в 1962 г.), и поколение детей, выросших во время войны, хорошо помнило то тяжелое и страшное время. Но вот другую линию, скрытую за внешней, внутренний лейтмотив картины о психологическом воздействии войны, о разрушении человеческой души, ужасе, коверкающем сознание и лишающем детства детей, оставляя после себя внутри лишь выжженную пустыню (характерные кадры с обгорелым деревом) — увидели не все и отчего-то не подчеркивали ее глубокую экзистенциальную значимость.
В своем дебютном фильме четко виден автор будущего «Андрея Рублева» и «Соляриса». Ставка не на демагогию, идеологию и пафос, а на реальные переживания и чувства, на яркий символизм-каждый кадр здесь важен в канве повествования. Образы, символы для более яркого и глубокого восприятия действительности. С снов маленького Вани режиссер пытается показать жизнь души, переложить ее на язык образов и звуков, и у него это получилось совершить очень красиво. После просмотра фильма, наряду с чувствами сопереживания жертвам войны, их страданиям и изломанным судьбам, возмущения и ярости от зверств войны, остается некое чувство чистоты и спокойствия, ощущения, будто прикоснулся к первозданной красоте. Все это-результат мастерской работы Художника Тарковского. Он чередует эмоциональные впечатления- вот маленький мальчик отправляется через темное болото в тыл к немцам на верную гибель, и тут же камера выхватывает водную гладь, отражение деревьев и спокойное движение веток по ней. Прекрасная, спокойная в своем величии и вечности природа. И вода — один из любимейших предметов интереса Тарковского. Вода как символ жизни, мудрости и памяти. Вода-отражение души.
Березовый лес — из него сложены землянки для военных, оно стало средством, использующимся для такого противоестественного дела, как война- и тут же кадры романтической встречи капитана Холина и девушки Маши в березовом лесу. И здесь уже это место спокойствия и гармонии, то пространство, где зарождаются любовь и счастье.
И самые запоминающиеся по своей красоте и смыслу моменты- это сны Ивана. Воспоминания колодца, как древнего источника мудрости и истины. Поездка в кузове машины, доверху набитой яблоками рядом с сестрой, ставшей очередной невинной жертвой войны- искренняя детская радость, улыбки и отливающие чистым золотым светом яблоки на фоне идущего дождя, теплого и свежего.
Яблоки, просыпающиеся на дорогу, и подходящие к ним лошади — живые существа, издавна символизирующие доброту и ум, верные человека.
В финальной сцене — провозглашение Тарковским идеи вечности- жизнь не заканчивается с физической смертью, и бескрайняя водная гладь с бегущими по ней детьми символизирует это.
«Иваново детство» оставляет впечатление классического произведения, воспринимается как некая мелодия, плавная и размеренная, но прерываемая злостью и ужасом входящей в него суровой реальности. Реальности, в которой детство разрушается, а от живых людей остаются лишь папки с подписью: «расстрелян» или «казнен». Но это лишь одна из сторон многогранной жизни, в которой есть место для прекрасного, вечного, светлого.
Величайший русский писатель Николай Гоголь был родом из Украины. Он любил свой край, интересовался его историей, обычаями и обрядами, увлекался мужественным и вольнолюбивым украинским народом, прославлял его в своих произведениях.
С необычной художественной силой и полнотой Н. Гоголь отобразил «историю народа… в ясном величии» в повести «Тарас Бульба» .
С восхищением писатель изображает безграничную украинскую степь («Черт вас возьми, степи, какие вы красивы!» , «Вся поверхность земли казалась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов») , могучий Днепр («Он веял холодными волнами и расстилался ближе, ближе и, наконец, охватил половину всей поверхности земли») . Но цель его рассказа — описать Запорожскую Сечь — колыбель гордого казацкого духа («Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!») . М. Гоголь показывает уклад Запорожской Сечи, быт, обычаи казаков, их военные походы и подвиги. Реальные события и художественный вымысел переплелись в единственное, законченное целое: перед читателями появилось начало народно-освободительного движения в Украине в конце 30-х — началу 40-х годов XVII века. Его голос полнится сожалением по поводу того, что были жестокие времена.
Главные герои повести «Тарас Бульба» , «хотя и погибают физически, остаются в народной памяти бессмертными, потому что убежденны, что «не погибнет ни одно великодушное дело» . Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не бесполезна, а нужна для будущей победы. В этой вере в бессмертие народа — настоящий оптимизм повести, ее героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало. Всему миру Гоголь доказал, что есть Украина и украинцы как нация, а не жители южных окраин, «малороссы» или «хохлы» .
.