Предполагают, что знакомство Н. В. Гоголя с М. Ю. Лермонтовым произошло в ноябре‑декабре 1839 года в Петербурге, однако документальных подтверждений этому нет. Известно об их личной встрече в Москве 9 мая 1840 года на именинном обеде в честь Гоголя, устроенном историком М. П. Погодиным, в доме которого писатель тогда жил. С. Т. Аксаков вспоминал: «Приблизился день именин Гоголя, 9‑е мая, и он захотел угостить обедом всех своих приятелей и знакомых в саду у Погодина. Можно себе представить, как было мне досадно, что я не мог участвовать в этом обеде: у меня сделался жестокий флюс от зубной боли, с сильной опухолью. Несмотря на то, я приехал в карете, закутав совершенно свою голову, чтобы обнять и поздравить Гоголя; но обедать на открытом воздухе, в довольно прохладную погоду, не было никакой возможности». И далее Аксаков рассказывает уже со слов своего сына: «Разумеется, Константин там обедал и упросил именинника позвать Самарина, с которым Гоголь был знаком еще мало. На этом обеде, кроме круга близких приятелей и знакомых, были: [А.] . Тургенев, князь П. А. Вяземский, Лермонтов, М. Ф. Орлов, М. А. Дмитриев, Загоскин, профессора Армфельд и Редкин, и многие другие. Обед был веселый и шумный, но Гоголь, хотя был также весел, но как‑то озабочен, что, впрочем, всегда с ним бывало в подобных случаях. После обеда все разбрелись по саду, маленькими кружками. Лермонтов читал наизусть Гоголю и другим, кто тут случились, отрывок из новой своей поэмы «Мцыри», и читал, говорят, прекрасно. Константин не слыхал чтения, потому что в это время находился в другом конце обширного сада с кем‑то из своих приятелей». У Погодина Лермонтов оказался будучи в Москве проездом на Кавказ. Об этом обеде оставил запись в дневнике А. И. Тургенев: «Стол накрыт в саду: Лермонт[ов], к[нязь]> Вязем[ский], Баратынский, Сверб[еевы], Хомяков, Самарин, актер Щепкин, Орлов, Попов <…> С Лермонт[овым] о Барантах». Князь П. А. Вяземский в письме к дочери от 10 мая 1840 года также упоминает о встрече с поэтом: «Вчера обедал я с Лермонтовым у Гоголя на Девичьем поле под открытом небом». Какой именно отрывок из «Мцыри» читал Лермонтов, можно судить по дневниковой записи Ю. Ф. Самарина (от 31 июля 1841 года): «Я увидел его (Лермонтова. — В. В.) несколько лет спустя на обеде у Гоголя. Это было после его дуэли с Барантом. Лермонтов был очень весел. Он узнал меня, обрадовался <…> тут он читал свои стихи — Бой мальчика с барсом. <…> Лермонтов сделал на всех самое приятное впечатление». На следующий день Гоголь встречался с Лермонтовым на вечере у Е. А. Свербеевой. 10 мая 1840 года А. И. Тургенев отметил в дневнике: «Вечер у Сверб[еевой]. <…> Лермонтов и Гогель. До 2‑х часов». Из этой записи следует, что между Тургеневым, Лермонтовым и Гоголем шла продолжительная — до двух часов ночи — беседа, подробности которой, впрочем, неизвестны. 8 мая Гоголь выехал из Москвы за границу и больше с Лермонтовым не встречался. 28 августа (новый стиль) 1841 года поэт Н. П. Огарев, видевший Гоголя во Франкфурте, писал жене из Кёльна: «Гоголь не верит смерти Лермонтова, ибо дуэль давно известна и известно, что никто в ней не погиб. Слава Богу, если так!»
Жизнь простого народа наполнена горем, вином и бедностью. Их быт нерадостен, а веселья для души хочется. Как найти счастье? Есть простой напиться. Автор показывает хмельных мужиков и объясняет, почему на Руси так много пьют.
«… Нет меры хмелю русскому…»
Но никто не пытался измерить горе и работу. По канавам валяются, лежат измученные крестьяне не только от вина, но и от горя и работы.
«...Он до смерти работает, До полусмерти пьет!...»
Мужик не всегда пьет, он выбирает время: в период страды редкий крестьянин будет заливать усталость хмельным напитком. Если взять ведро с водкой и пройтись по селам и деревням в «жаркое» время, найдется мало охотников до предложенного. Трезвый период проходит и тогда бедные люди
«…пьют до одурения,
Во рвы, в канавы валятся —
Обидно поглядеть!»
Страдают от пьянства семьи, быстро стареют матери, нищает дом:
...Тут плачут дети малые.
Тоскуют жены, матери:
Легко ли из питейного
Дозваться мужиков?...
Продаются и исчезают целые усадьбы.
«…Взамен их… размножаются…питейные дома!»
Народные приметы и загадки
Русский народ отличается точностью и образностью языка. Поэма Некрасова – пример такого владения словом. В тексте множество цитат проникнуть в суть характера простого народа. Приметы становятся частью жизни, по ним определяют, когда начинать сеять, какая будет весна, чего ждать от урожая.
«…Кукуй, кукуй, кукушечка! Заколосится хлеб, Подавишься ты колосом —
Не будешь куковать!»
Как объяснить, что село расположено далеко от дорог, крупных и небольших городов? С пословицы:
«…нашей-то сторонушки, Три года черт искал».
В тексте поэмы Некрасова множество загадок, которые используются отдельно от произведения:
«Живет, а без тела, кричит, а без языка».
«Летит – молчит, лежит – молчит, Когда умрет, тогда ревет»
Часть – уже с отгадками:
«Замок – собачка верная: Не лает, не кусается, А не пускает в дом!»
Некрасов удачно подбирает слова. Он глубоко чувствуют суть проблемы, показывает ее со всех сторон, заглядывает внутрь. Вот например, глупость мужика:
«..Погнул один – не нравится, Погнул другой, потужился. А обод как распрямится — Щелк по лбу мужика! Мужик ревет над ободом, «Вязовою дубиною» Ругает драчуна»
Народные приметы и загадки рисуют Русь с удивительной точностью. Они приближают образ страны, делают ее красивой, доброй, но загадочной.
О России
«В минуты унынья, о Родина-мать!»
- эти слова становятся обращением к России уже много веков. Люди пытаются обрести надежду на будущее, изучая историю великой страны, умеющей подниматься из руин, восстанавливаться после войн и катастроф. Некрасову обидно современное состояние родины, но за словами прячется надежда: «Селенье незавидное»: избы с подпорками напоминают странствующих по дорогам нищих.
«А с крыш солома скормлена Скоту. Стоят, как остовы, Убогие дома»
У мужиков небольшой выбор, три дороги:
«…кабак, острог и каторга»
Мужик
«…беды не меряет, Со всякою справляется, Какая ни приди»
Работает народ, не заглядывая в будущее, не рассчитывая свои силы. Он надрывается и гибнет, оставляя сирот и вдов. Интересно, что, по мнению автора, вера в будущее и свободолюбие не умирают. Они живут в душе самого обездоленного старика:
«Клейменный, да не раб!»
Народ терпит, но насколько еще его хватит, ответ не известен:
«У каждого крестьянина Душа что туча черная — Гневна, грозна, – и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям…»
Жизнь бедных меняет барский быт:
«Порвалась цепь великая, порвалась – расскочилася. Одним концом по барину, другим по мужику!..»
Появляются еще самодуры:
«Кого хочу – помилую, Кого хочу – казню»
Но в большинстве они начинают понимать, на ком держится страна.
«И рад бы в рай, да дверь-то где?»
О женской доле
У женщин судьба не лучше – шелковая петля на шею. Только цвет материала для петли может быть разным: белый, красный, черный. Значение цветов несложно понять, смысл один: потеря свободы и запрет на желания и душевные порывы. Где спрятано женское счастье простой русской крестьянки? Неизвестно:
Предполагают, что знакомство Н. В. Гоголя с М. Ю. Лермонтовым произошло в ноябре‑декабре 1839 года в Петербурге, однако документальных подтверждений этому нет. Известно об их личной встрече в Москве 9 мая 1840 года на именинном обеде в честь Гоголя, устроенном историком М. П. Погодиным, в доме которого писатель тогда жил. С. Т. Аксаков вспоминал: «Приблизился день именин Гоголя, 9‑е мая, и он захотел угостить обедом всех своих приятелей и знакомых в саду у Погодина. Можно себе представить, как было мне досадно, что я не мог участвовать в этом обеде: у меня сделался жестокий флюс от зубной боли, с сильной опухолью. Несмотря на то, я приехал в карете, закутав совершенно свою голову, чтобы обнять и поздравить Гоголя; но обедать на открытом воздухе, в довольно прохладную погоду, не было никакой возможности». И далее Аксаков рассказывает уже со слов своего сына: «Разумеется, Константин там обедал и упросил именинника позвать Самарина, с которым Гоголь был знаком еще мало. На этом обеде, кроме круга близких приятелей и знакомых, были: [А.] . Тургенев, князь П. А. Вяземский, Лермонтов, М. Ф. Орлов, М. А. Дмитриев, Загоскин, профессора Армфельд и Редкин, и многие другие. Обед был веселый и шумный, но Гоголь, хотя был также весел, но как‑то озабочен, что, впрочем, всегда с ним бывало в подобных случаях. После обеда все разбрелись по саду, маленькими кружками. Лермонтов читал наизусть Гоголю и другим, кто тут случились, отрывок из новой своей поэмы «Мцыри», и читал, говорят, прекрасно. Константин не слыхал чтения, потому что в это время находился в другом конце обширного сада с кем‑то из своих приятелей». У Погодина Лермонтов оказался будучи в Москве проездом на Кавказ. Об этом обеде оставил запись в дневнике А. И. Тургенев: «Стол накрыт в саду: Лермонт[ов], к[нязь]> Вязем[ский], Баратынский, Сверб[еевы], Хомяков, Самарин, актер Щепкин, Орлов, Попов <…> С Лермонт[овым] о Барантах». Князь П. А. Вяземский в письме к дочери от 10 мая 1840 года также упоминает о встрече с поэтом: «Вчера обедал я с Лермонтовым у Гоголя на Девичьем поле под открытом небом». Какой именно отрывок из «Мцыри» читал Лермонтов, можно судить по дневниковой записи Ю. Ф. Самарина (от 31 июля 1841 года): «Я увидел его (Лермонтова. — В. В.) несколько лет спустя на обеде у Гоголя. Это было после его дуэли с Барантом. Лермонтов был очень весел. Он узнал меня, обрадовался <…> тут он читал свои стихи — Бой мальчика с барсом. <…> Лермонтов сделал на всех самое приятное впечатление». На следующий день Гоголь встречался с Лермонтовым на вечере у Е. А. Свербеевой. 10 мая 1840 года А. И. Тургенев отметил в дневнике: «Вечер у Сверб[еевой]. <…> Лермонтов и Гогель. До 2‑х часов». Из этой записи следует, что между Тургеневым, Лермонтовым и Гоголем шла продолжительная — до двух часов ночи — беседа, подробности которой, впрочем, неизвестны. 8 мая Гоголь выехал из Москвы за границу и больше с Лермонтовым не встречался. 28 августа (новый стиль) 1841 года поэт Н. П. Огарев, видевший Гоголя во Франкфурте, писал жене из Кёльна: «Гоголь не верит смерти Лермонтова, ибо дуэль давно известна и известно, что никто в ней не погиб. Слава Богу, если так!»
О пьянстве
Жизнь простого народа наполнена горем, вином и бедностью. Их быт нерадостен, а веселья для души хочется. Как найти счастье? Есть простой напиться. Автор показывает хмельных мужиков и объясняет, почему на Руси так много пьют.
«… Нет меры хмелю русскому…»
Но никто не пытался измерить горе и работу. По канавам валяются, лежат измученные крестьяне не только от вина, но и от горя и работы.
«...Он до смерти работает, До полусмерти пьет!...»
Мужик не всегда пьет, он выбирает время: в период страды редкий крестьянин будет заливать усталость хмельным напитком. Если взять ведро с водкой и пройтись по селам и деревням в «жаркое» время, найдется мало охотников до предложенного. Трезвый период проходит и тогда бедные люди
«…пьют до одурения,
Во рвы, в канавы валятся —
Обидно поглядеть!»
Страдают от пьянства семьи, быстро стареют матери, нищает дом:
...Тут плачут дети малые.
Тоскуют жены, матери:
Легко ли из питейного
Дозваться мужиков?...
Продаются и исчезают целые усадьбы.
«…Взамен их… размножаются…питейные дома!»
Народные приметы и загадки
Русский народ отличается точностью и образностью языка. Поэма Некрасова – пример такого владения словом. В тексте множество цитат проникнуть в суть характера простого народа. Приметы становятся частью жизни, по ним определяют, когда начинать сеять, какая будет весна, чего ждать от урожая.
«…Кукуй, кукуй, кукушечка! Заколосится хлеб, Подавишься ты колосом —
Не будешь куковать!»
Как объяснить, что село расположено далеко от дорог, крупных и небольших городов? С пословицы:
«…нашей-то сторонушки, Три года черт искал».
В тексте поэмы Некрасова множество загадок, которые используются отдельно от произведения:
«Живет, а без тела, кричит, а без языка».
«Летит – молчит, лежит – молчит, Когда умрет, тогда ревет»
Часть – уже с отгадками:
«Замок – собачка верная: Не лает, не кусается, А не пускает в дом!»
Некрасов удачно подбирает слова. Он глубоко чувствуют суть проблемы, показывает ее со всех сторон, заглядывает внутрь. Вот например, глупость мужика:
«..Погнул один – не нравится, Погнул другой, потужился. А обод как распрямится — Щелк по лбу мужика! Мужик ревет над ободом, «Вязовою дубиною» Ругает драчуна»
Народные приметы и загадки рисуют Русь с удивительной точностью. Они приближают образ страны, делают ее красивой, доброй, но загадочной.
О России
«В минуты унынья, о Родина-мать!»
- эти слова становятся обращением к России уже много веков. Люди пытаются обрести надежду на будущее, изучая историю великой страны, умеющей подниматься из руин, восстанавливаться после войн и катастроф. Некрасову обидно современное состояние родины, но за словами прячется надежда: «Селенье незавидное»: избы с подпорками напоминают странствующих по дорогам нищих.
«А с крыш солома скормлена Скоту. Стоят, как остовы, Убогие дома»
У мужиков небольшой выбор, три дороги:
«…кабак, острог и каторга»
Мужик
«…беды не меряет, Со всякою справляется, Какая ни приди»
Работает народ, не заглядывая в будущее, не рассчитывая свои силы. Он надрывается и гибнет, оставляя сирот и вдов. Интересно, что, по мнению автора, вера в будущее и свободолюбие не умирают. Они живут в душе самого обездоленного старика:
«Клейменный, да не раб!»
Народ терпит, но насколько еще его хватит, ответ не известен:
«У каждого крестьянина Душа что туча черная — Гневна, грозна, – и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям…»
Жизнь бедных меняет барский быт:
«Порвалась цепь великая, порвалась – расскочилася. Одним концом по барину, другим по мужику!..»
Появляются еще самодуры:
«Кого хочу – помилую, Кого хочу – казню»
Но в большинстве они начинают понимать, на ком держится страна.
«И рад бы в рай, да дверь-то где?»
О женской доле
У женщин судьба не лучше – шелковая петля на шею. Только цвет материала для петли может быть разным: белый, красный, черный. Значение цветов несложно понять, смысл один: потеря свободы и запрет на желания и душевные порывы. Где спрятано женское счастье простой русской крестьянки? Неизвестно:
«Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого!»
С какой любовью описывает автор поэмы женщин:
«Чисто серебро - Чистота твоя, Красно золото —Красота твоя, Бел-крупен жемчуг —Из очей твоих Слезы катятся…»
Горечь в словах, когда звучат судьбы матерей: им запрещают кормить детей грудью в «постные» дни, отдают замуж без любви и согласия.
Играют хозяева жизни женскими судьбами: находят им женихов для издевательства и насмешки:
«А той вдове – под семьдесят, А жениху – шесть лет!»
Некрасов радуется, что получили наконец-то вольность:
«…Еще ты в семействе раба, но мать уже вольного сына»
Женщины украшают любое общество:
«Толпа без красных девушек, что рожь без васильков»
Автор начинает перечисление того, что считает самым важным в мире, с женщин. Они основа всему и начало.