Детство николеньки иртеньева, мальчика из дворянской семьи, не было спокойным, хотя семья жила так же, как и другие дворянские семьи, в достатке и благополучии. мальчик рано испытал горечь утраты самого родного человека – мамы, и в мыслях все время возвращался к ее образу, сверяя свои поступки с тем, что могла о них сказать мать. он разочаровался в окружающих его людях, в том числе и в самых близких. к счастью, у него был человек, к которому он мог испытывать чувства, похожие на любовь к матери – его бабушка, которая сыграла в его воспитании и духовном развитии большую роль. николенька вообще с самых ранних лет относился к другим людям с любовью и уважением. но трагедия мальчика в том, что люди не отвечают ему взаимной любовью. он сталкивается с тем, что человек может стать объектом насмешек и издевательств просто потому, что он, например, из бедной семьи, а не из такой семьи, как николенька и большинство его знакомых . он вынужден участвовать в травле иленьки грапа, испытывая при этом стыд и раскаиваясь в своем неумении противостоять плохому. он – человек думающий, анализирующий свое и чужое поведение, отзывчивый и порядочный. то, что он родился в дворянской семье, дает ему преимущество перед многими другими детьми: ему не приходится думать о еде, жилье, теплой одежде, он не обязан с ранних лет родителям. поэтому у него больше времени на самовоспитание, развитие интеллекта, чтение и другие полезные занятия, которые ему в дальнейшем стать достойным гражданином своей страны.
Стихотворение «обвеян вещею дремотой…» — настоящая жемчужина пейзажной лирики тютчева. лев толстой пометил его буквой «к.» («красота.»). благожелательно отозвался о нем и иван аксаков. по его мнению, особенно удалось поэту первое пятистишее, отличающееся правдою и красотой. кроме того, аксаков отметил, что в сравнении с другим тютчевским стихотворением «осенним вечером» выигрывает «обвеян вещею дремотой…». во втором произведении образ осени получился более сочувственным, нежным, умильным. пейзажная лирика тютчева вообще высоко оценивалась другими поэтами и писателями. стоит вспомнить только отзыв о ней николая некрасова. в одной из статей он хвалил федора ивановича за умение изобразить природу живо, грациозно, пластически-верно. «обвеян вещею дремотой…» — картина осеннего увядания. в этом стихотворении тютчев транслирует интересную мысль. по мнению поэта, порой истинная красота скрывается во внешнем уродстве. федор иванович рассматривает смерть и хаос в качестве точки отсчета для происхождения красоты, зарождения новой жизни после распада. подобный взгляд роднит творчество тютчева с наследием поэта-романтика уильяма вордсворта (1770 — 1850 как и в других произведениях федора ивановича, в пейзажной зарисовке «обвеян вещею дремотой…» внимательный читатель заметит одушевление природы. лес здесь грустит, растения улыбаются в последний раз. дело не только в олицетворениях, присущих поэзии как таковой. тютчев искренне считает, что природа обладает душой, любовью, свободой, собственным языком. в философской системе федора ивановича человек имеет право пытаться понять и разгадать ее, но успех представляется маловероятным. в стихотворении «обвеян вещею дремотой…» можно увидеть сопоставление природных циклов с человеческой жизнью. увядание осеннего леса сравнимо с людской старостью. осмелимся пойти несколько дальше. лирический герой стихотворения считает милым. по его мнению, есть некоторая прелесть в последней улыбке, хилой и немощной, того, что когда-то «цвело и жило». возможно, лирический герой «обвеян вещею дремотой…» — молодой человек, несколько презрительно относящийся к старости, так как пока не рассматривает ее для себя в качестве объективной реальности. впрочем, это только один из многочисленных вариантов толкования.