Герой романтической поэмы "мцыри" - это любимый образ самого Лермонтова. Эта поэма завершает линию замыслов Лермонтова, относящийся к ранней юности (1830-1831 годы).
Мцыри, попав в монастырь совсем ребенком, вырос в его сумрачных стенах "душой дитя, судьбой монаха". В монастыре его окружают не враги, а покровители, он не воюет с ними, но он их и не приемлет. В его душе живут естественные порывы к свободе, к любви, к общению с родными людьми, с природой. Все это просматривается в его жажде вернуться на родину: "Я цель одну - пройти в родную сторону тогда имел..."
Монастырь, приютивший когда-то умирающего мальчика, превращается для него в тюрьму, потому что тихая, смиренная жизнь ему не подходит, его натура жаждет действия. В результате он бежит из монастыря и чувствует себя в общении с дикой природой счастливым и свободным.
Мцыри настоящий воин, в нем живет дух его отважного народа.
"На мне печать свою тюрьма оставила" - печально говорит Мцыри, когда понимает, что заблудился, изнемог и пришел к "тюрьме" своей, а не в родной аул. Устами умирающего юноши произносится суд над монастырскими законами, которые символизируют законы общества.
Сочетания доверчивости, почти детской слабости с героической силой духа, наивности и мужественной решимости, определяющие характер Мцыри, были открытием Лермонтова.
Стихотворение написано в 1858г.,не позднее апреля,возможно обращеноко второй жене Эрнестине Федоровне. К весне 1858г.домашняя жизнь поэта, представлявшаяся чуть ли не образцом семейного счастья,зашла в тупик. "Обморок духовный" (так назвал поэт свою роковую" последнюю любовь")не проходил. Обстановка в доме поэта была безрадостной несмотря на внешнее спокойствие и безмолвие. Молчит сидящая женщина,молчит мужчина... Стоял я молча в стороне И пасть готов был на колени,- И страшно грустно стало мне, Готов был пасть на колени,т.е.повиниться,попросить прощения,но это только внутренний жест,ибо полная страстей жизнь,которая когда-то бушевала между ними,пережита безвозвратно. Поэтому-то он и стоит МОЛЧА и в СТОРОНЕ,а она,как бы не замечая его присутствия продолжает перебирать старые письма... Как от присущей милой тени. Это стихотворение перекликается со стихотворением 1832г. "Как над горячею золой".Видимо поэт сравнивает свой первый брак с новым"безрадостным тупиком,в котором оказалась его семейная жизнь. Даже размер стиха один и тот же: четырехстопный ямб. Однако есть и разница:в 1832 году поэт верит,что еще может вырваться из "нестерпимого однообразия"обыденности.Вырваться и"просиять"! Спустя четверть века не осталось и призрачной надежды.Если раньше Тютчев сравнивал свою жизнь со свитком,который еще дымится над горячею золой,то теперь это уже не горячая,а остывшая зола,и слова и строки уже не свиток,а всего лишь"груда писем",мертвые останки убитой любви. Она сидела на полу И груду писем разбирала, И, как остывшую золу, Брала их в руки и бросала. Уже нет и намёка на сердечный пламень.Даже грусть теперь другая, не просветленная надеждой,страшная,безнадёжная,безжизненная грусть.
Художественные средства выразительности: эпитеты – знакомые, горестных, милой…; аллитерация – з,р,б,ж,в (придает выразительность); олицетворение – знакомые мечты, любви и радости убитой; инверсия – стоял я молча в стороне и пасть готов был на колени. Пафос стихотворения пробуждает сильные и яркие переживания. Рифма перекрестная. Сравнение - и груду писем разбирала, и, как остывшую золу, брала их в руки и бросала; как души смотрят с высоты; как от присущей милой тени. В конце строк стоит многоточие – недосказанность. Антитеза – любовь и горесть.
Мцыри, попав в монастырь совсем ребенком, вырос в его сумрачных стенах "душой дитя, судьбой монаха". В монастыре его окружают не враги, а покровители, он не воюет с ними, но он их и не приемлет. В его душе живут естественные порывы к свободе, к любви, к общению с родными людьми, с природой. Все это просматривается в его жажде вернуться на родину:
"Я цель одну
- пройти в родную сторону
тогда имел..."
Монастырь, приютивший когда-то умирающего мальчика, превращается для него в тюрьму, потому что тихая, смиренная жизнь ему не подходит, его натура жаждет действия. В результате он бежит из монастыря и чувствует себя в общении с дикой природой счастливым и свободным.
Мцыри настоящий воин, в нем живет дух его отважного народа.
"На мне печать свою тюрьма оставила" - печально говорит Мцыри, когда понимает, что заблудился, изнемог и пришел к "тюрьме" своей, а не в родной аул. Устами умирающего юноши произносится суд над монастырскими законами, которые символизируют законы общества.
Сочетания доверчивости, почти детской слабости с героической силой духа, наивности и мужественной решимости, определяющие характер Мцыри, были открытием Лермонтова.
обращеноко второй жене Эрнестине Федоровне.
К весне 1858г.домашняя жизнь поэта, представлявшаяся чуть ли
не образцом семейного счастья,зашла в тупик.
"Обморок духовный" (так назвал поэт свою роковую" последнюю
любовь")не проходил.
Обстановка в доме поэта была безрадостной несмотря на внешнее
спокойствие и безмолвие.
Молчит сидящая женщина,молчит мужчина...
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Готов был пасть на колени,т.е.повиниться,попросить прощения,но
это только внутренний жест,ибо полная страстей жизнь,которая
когда-то бушевала между ними,пережита безвозвратно.
Поэтому-то он и стоит МОЛЧА и в СТОРОНЕ,а она,как бы не замечая
его присутствия продолжает перебирать старые письма...
Как от присущей милой тени.
Это стихотворение перекликается со стихотворением 1832г.
"Как над горячею золой".Видимо поэт сравнивает свой первый брак с
новым"безрадостным тупиком,в котором оказалась его семейная жизнь.
Даже размер стиха один и тот же: четырехстопный ямб.
Однако есть и разница:в 1832 году поэт верит,что еще может вырваться из
"нестерпимого однообразия"обыденности.Вырваться и"просиять"!
Спустя четверть века не осталось и призрачной надежды.Если раньше
Тютчев сравнивал свою жизнь со свитком,который еще дымится над
горячею золой,то теперь это уже не горячая,а остывшая зола,и слова и
строки уже не свиток,а всего лишь"груда писем",мертвые останки убитой
любви.
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Уже нет и намёка на сердечный пламень.Даже грусть теперь другая,
не просветленная надеждой,страшная,безнадёжная,безжизненная грусть.
Художественные средства выразительности: эпитеты – знакомые, горестных, милой…;
аллитерация – з,р,б,ж,в (придает выразительность);
олицетворение – знакомые мечты, любви и радости убитой;
инверсия – стоял я молча в стороне и пасть готов был на колени.
Пафос стихотворения пробуждает сильные и яркие переживания. Рифма перекрестная. Сравнение - и груду писем разбирала, и, как остывшую золу, брала их в руки и бросала; как души смотрят с высоты; как от присущей милой тени.
В конце строк стоит многоточие – недосказанность.
Антитеза – любовь и горесть.